С данных операций российской организации не нужно исчислять и уплачивать НДС, так как местом реализации указанных в запросе услуг считается территория иностранного государства, то есть территория Узбекистана. Но налог на прибыль уплачивать придется.
В соответствие с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Место реализации определяется согласно порядку, предусмотренному в ст. 148 НК РФ.
Так, в соответствие с подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (то есть является иностранным лицом). Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. К таким работам и услугам относятся, в частности, услуги по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
Таким образом, если российская организация продает неисключительную лицензию на ПО иностранному лицу, то местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются. Данный вывод подтвержден и в официальных разъяснениях ведомств (письмо Минфина России от 29.05.2015 № 03‑07‑08/31060).
Такой же порядок действует и в отношении таких услуг, как:
-
работы по внедрению этого ПО в периметре лицензиата;
-
услуги по техподдержке этого ПО.
Данный вывод основывается на том, что в соответствии с п. 3 ст. 148 НК РФ в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
Автор считает, что работы по внедрению ПО в периметре лицензиата и дальнейшая техподдержка этого ПО являются вспомогательными работами/услугами. Соответственно, на них распространяется тот же порядок, что действует в отношении основной сделки — по передаче неисключительной лицензии на ПО. Данный вывод подтвержден и в официальных разъяснениях ведомств (письмо Минфина России от 03.08.2012 № 03‑07‑08/233).
Таким образом, с данных операций российской организации не нужно исчислять и уплачивать НДС. Однако нами не исключена вероятность того, что другая сторона (резидент Узбекистана) может удерживать НДС при выплате вознаграждения российской организации — в силу своего национального законодательства.
Относительно налога на прибыль сообщаем, что стоимость указанных работ/услуг российской организации следует включать в налоговую базу по налогу на прибыль. Так, в соответствии с п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы.
Положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения также подтверждают, что налог возникает в стране получателя платежа:
-
в виде роялти, то есть в виде вознаграждения за использование ПО (п. 1 ст. 12 Соглашения);
-
в виде прибыли от предпринимательской деятельности (к которой относятся прибыль за работы по внедрению и услуги по техподдержке) (п. 1 ст. 7 Соглашения).