В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно, к месту постоянной работы.
В силу нормы ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом глава 25 НК РФ не предъявляет каких-либо требований к документам.
Формы проездных билетов в гражданской авиации установлены приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Согласно п. 2 данного приказа № 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и ИП наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета.
Такой же вывод приводится и в частных разъяснениях финансового и налогового ведомств, о чем свидетельствуют письма Минфина России от 04.12.2019 № 03‑03‑07/94225, от 28.02.2020 № 03‑03‑06/1/14644, от 15.01.2021 № 03‑03‑06/1/1448, от 04.06.2021 № 03‑03‑07/43763, от 30.11.2021 № 03‑03‑06/1/96976, от 17.05.2022 № 03‑03‑07/45063, ФНС России от 11.04.2019 № СД-3-3/3409@).
При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника. Одним из таких документов может являться посадочный талон со штампом о прохождении досмотра в аэропорту или другой любой документ, подтверждающий факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки (письмо Минфина России от 20.01.2022 № 03‑03‑07/3198).
А в письме ФНС России от 05.02.2014 № ГД-4-3/1897 конкретно оговаривается, что в случае подтверждения расходов на приобретение авиабилета маршрутной квитанцией и посадочным талоном для целей налогообложения прибыли организации дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется.
Таким образом, организация вправе учесть указанные в запросе расходы в целях налогообложения и без приложенного к авансовому отчету чека ККТ.