Правомерно ли налоговая отказала организации в регистрации изменения адреса?

| консультации | печать
Налоговая в третий раз по разным причинам отказывает организации в регистрации нового адреса в пределах места нахождения на том основании, что в листе Б на стр. 1 был не заполнен п. 1 «Место нахождения юридического лица», а заполнен только п. 2 «Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица», поскольку место нахождения лица не меняется, а меняется только адрес в пределах его места нахождения. Правомерно ли налоговая инспекция отказала организации в регистрации изменений? Должна ли была организация заполнить п. 1 листа Б заявления?

Заполнять пункт 1 листа Б заявления не нужно. Отказ налоговой неправомерен.

Обоснование вывода. На основании п. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Представление на государственную регистрацию документов, оформленных с нарушением указанных Требований, является основанием для отказа в государственной регистрации (подп. «ц» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Отметим, что лист Б «Место нахождения и адрес юридического лица» формы № Р13014 заполняется в случаях изменения места нахождения юридического лица и (или) адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Это установлено п. 87 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

В случае изменения места нахождения юридического лица, в соответствии с подп. 1 и 2 п. 87 Требований, заполняются пункты 1 «Место нахождения юридического лица» и 2 «Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица».

В случае изменения адреса юридического лица в пределах места его нахождения, в соответствии с подп. 2 п. 87 Требований пункта, заполняется пункт 2 «Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица».

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе (за исключением случая, когда юридическое лицо действует на основании типового устава) и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Соответственно, под местом нахождения юридического лица понимается населенный пункт (муниципальное образование), в котором находится постоянно действующий орган юридического лица, при его отсутствии — орган или лицо, уполномоченное выступать от его имени в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Под адресом юридического лица, исходя из содержания п. 3 ст. 54 ГК РФ, понимается адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения. Адрес юридического лица должен быть определен в пределах места нахождения юридического лица.

Таким образом, из буквального толкования п. 87 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, следует, что при изменении адреса юридического лица в пределах места его нахождения заполняется только пункт 2 «Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица» листа Б. Пункт 1 «Место нахождения юридического лица» листа Б заполнять не требуется.

К сожалению, разъяснений официальных органов, судебной практики, в которой бы рассматривалась аналогичная ситуация, эксперту найти не удалось.