Облагается ли НДС реализация полученных погонажных изделий?

| консультации | печать
Из-за санкций организации не удалось реализовать на экспорт пиломатериалы, и товары остались на территории Белоруссии на ответственном хранении. Гражданин Белоруссии (ИП) взялся переработать пиломатериалы (прострогать и т.п.) и получить погонажные изделия. За выполненные работы организация оставила ему часть изделий, а другая часть вернулась в Россию. При пересечении границы с Белоруссией представляли в таможню статистическую форму учета перемещения товаров (туда и обратно). НДС на таможне не уплачивался (реэкспорт). Прибывшую часть изделий организация продает российскому покупателю. Как облагается НДС реализация полученных погонажных изделий (место реализации)?

При реализации гражданину Белоруссии (ИП) изделия не находились на территории РФ, следовательно, местом реализации данных изделий территория РФ не признается. Такая реализация не признается объектом обложения НДС на территории РФ. Полагаем, что белорусский ИП должен уплатить НДС с приобретенных пиломатериалов.

При реализации изделий российскому покупателю местом реализации данных изделий признается территория РФ, следовательно, такая реализация товара облагается НДС в общеустановленном порядке.

Обоснование позиции. Объектом налогообложения НДС признается реализация товаров на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В целях главы 21 НК РФ местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;

  • товар в момент начала отгрузки транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией (п. 1 ст. 147 НК РФ).

НДС облагается только та реализация товара, которая осуществляется на территории РФ. При этом товары должны находиться на территории РФ.

Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Реализацией считается передача на возмездной и безвозмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Таким образом, передача права собственности на погонажные изделия признается реализацией товаров. Однако товары (погонажные изделия), как поняла автор, при реализации гражданину Белоруссии (ИП) находились на территории Республики Беларусь, а при реализации российскому покупателю находились на территории РФ. Отсюда следует, что реализация изделий российскому покупателю облагается НДС в общеустановленном порядке.

Теперь что касается реализации изделий гражданину Белоруссии (ИП). При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств — участников таможенного союза необходимо руководствоваться:

  • Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Договор);

  • Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.), далее — Протокол);

  • Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее — Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);

  • Налоговым кодексом (приоритет имеют нормы Договора и Протоколов) (ст. 7 НК РФ).

Согласно п. 2 Протокола «экспорт товаров» — это вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена.

В соответствии с п. 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в инспекцию документов, предусмотренных п. 4 Протокола.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.

Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов, если иное не установлено данным пунктом.

При реализации гражданину Белоруссии (ИП) изделия не находились на территории РФ. Если местом реализации изделий территория РФ не признается, то такая реализация не признается объектом обложения НДС на территории РФ (смотрите письмо ФНС России от 12.08.2010 № ШС-37-3/8975@).

Отметим: в информации ФНС от 21.06.2018 указано, что Верховный суд РФ в своем Определении по делу № 310-КГ18-5873 поддержал позицию нижестоящих судов и инспекции, признав правомерным отказ налогоплательщику в вычетах по НДС при реализации переработанной продукции за рубежом.

В данном деле по договору подряда налогоплательщик передавал свою продукцию на переработку контрагенту, находившемуся на территории Белоруссии. Полученное рафинированное масло было реализовано за рубежом. В результате налоговой проверки инспекция установила, что налогоплательщик необоснованно применял ставку 0% и вычеты по НДС для операций по реализации товара. По статьям 146, 147 НК РФ НДС облагается только та реализация, которая осуществляется на территории России (смотрите также письмо ФНС России от 12.08.2010 № ШС-37-3/8975@).

Представитель Минфина разъясняет, что оборудование, вывезенное с территории РФ для ремонта, после заключения договора купли-продажи следует рассматривать как товар, возникший в момент его нахождения за пределами территории РФ. Местом реализации оборудования, ранее вывезенного с таможенной территории РФ в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, территория РФ не признается. Соответственно, такая реализация не признается объектом обложения НДС на территории РФ (смотрите «Вопрос: Оборудование было вывезено из России для ремонта в таможенном режиме переработки вне таможенной территории, а теперь есть намерение его реализовать за границей. Будет ли эта реализация считаться экспортом товаров в целях применения нулевой ставки по НДС? Каковы особенности в отношении НДС, если при такой операции мы получим авансовые платежи?» («ЭЖ Вопрос-Ответ», № 5, май 2008 г.), смотрите также письмо Минфина России от 27.04.2010 № 03-07-08/132).

В анализируемом случае в момент вывоза за пределы территории РФ пиломатериалы предназначались для реализации на экспорт, а не для переработки с последующим ввозом в РФ. При этом фактически часть пиломатериалов после переработки была реализована в Белоруссии.

Согласно п. 13.4 Протокола, если налогоплательщик одного государства-члена приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров.

С учетом этого полагаем, что белорусский ИП должен уплатить НДС с приобретенных пиломатериалов (смотрите также письмо ФНС России от 12.08.2010 № ШС-37-3/8975@).

На основании п. 31 Протокола при реализации работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства — члена ЕАЭС с территории другого государства — члена ЕАЭС с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства, порядок взимания НДС и обеспечение контроля за его уплатой осуществляются в соответствии с разделом II «Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров» Протокола. Таким образом, в отношении выполняемых белорусским ИП работ по переработке давальческого сырья, вывезенного в РФ, полагаем, может применятся нулевая ставка НДС при представлении ИП в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС документов (их копий), предусмотренных п. 32 Протокола.

Отметим, что Правовой консалтинг ГАРАНТ не оказывает консультации по законодательству иностранных государств.

Эта позиция является экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов. Для получения персонального ответа рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями в Минфин или налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.