Оснований для включения в первоначальную стоимость основного средства расходов, связанных с доставкой сотрудника в аэропорт (заработная плата водителя и топливо), нет.
Обоснование позиции. При признании в бухгалтерском учете объекты основных средств оцениваются по первоначальной стоимости, которая представляет собой общую сумму связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете (п. 12 ФСБУ 6/2020).
Под капитальными вложениями понимаются фактические затраты организации на приобретение, создание, улучшение, а также восстановление объектов основных средств (п. 5, абз. 1 п. 9 ФСБУ 26/2020).
В сумму фактических затрат при признании капитальных вложений включаются (п. 10 ФСБУ 26/2020) в том числе:
-
уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при осуществлении капитальных вложений суммы. В данных суммах необходимо учитывать все скидки, уступки, вычеты, премии и льготы, предоставляемые поставщиком (продавцом, подрядчиком) (при этом суммы налогов и сборов не учитываются в данных суммах (п. 11 ФСБУ 26/2020));
-
заработная плата и любые другие формы вознаграждений работникам организации, труд которых используется для осуществления капитальных вложений, а также все связанные с указанными вознаграждениями социальные платежи (пенсионное, медицинское страхование и др.).
Управленческие расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, созданием, улучшением и (или) восстановлением основных средств, а также иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления основных средств, в капитальные вложения не включаются (п. 16 ФСБУ 26/2020).
По мнению экспертов, в отличие от работника, направление которого в командировку было вызвано необходимостью осуществления контроля, к примеру, комплектации, соответствия технических характеристик ТС, сопровождения ТС или своевременностью отправки этого ТС к месту назначения и т.п., вызов водителя в выходной день для доставки работника в аэропорт не являлся необходимым условием приобретения ТС (командированный работник мог, к примеру, добраться до аэропорта общественным транспортом, на такси, на личном автомобиле и т.п.). Иными словами, целью вызова водителя являлась только доставка работника в аэропорт, тогда как направление работника в командировку связано непосредственно с приобретением ТС.
В связи с этим полагаем, что в бухгалтерском учете расходы, связанные с доставкой сотрудника в аэропорт и обратно (заработная плата водителя и топливо), не включаются в первоначальную стоимость объекта основного средства, так как они не связаны непосредственно с приобретением данного объекта.
В налоговом учете в соответствии со ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.
Соответственно, в налоговом учете расходы, связанные с доставкой сотрудника в аэропорт и обратно (заработная плата водителя и топливо), также не включаются в первоначальную стоимость объекта основного средства, так как не связаны непосредственно с приобретением основного средства.
Что касается включения в первоначальную стоимость основного средства командировочных расходов работника, направляемого в командировку с целью приобретения основного средства, позиция контролирующих органов неоднозначна.
Ранее налоговые органы требовали включать командировочные расходы в первоначальную стоимость основного средства, если целью командировки было приобретение этого актива. Существуют письмо ФНС и судебные решения, в которых сделан аналогичный вывод (письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 № 20-12/115096, постановление Семнадцатого ААС от 24.04.2012 № 17АП-2714/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2009 № А19-1020/09).
Позже позиция налоговых органов и арбитражных судов изменилась, и командировочные расходы, по их мнению, не должны увеличивать первоначальную стоимость ОС (письмо УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 № 16-15/049826, постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.05.2013 № Ф07-2814/13).
Более свежих судебных решений и позиций налоговых органов нами не было обнаружено.
В связи с неоднозначной позицией финансовых органов и судов в отношении включения командировочных расходов в первоначальную стоимость основного средства, считаем целесообразным позицию организации в отношении включения таких расходов в первоначальную стоимость ОС закрепить в учетной политике.