Балансовая стоимость объектов концессии (здание котельной, тепловые сети): на какую сумму увеличится стоимость

| консультации | печать
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ и приказ Минфина России от 29.06.2018 № 146н подразумевают, что при заключении концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество. В бухгалтерском учете понятие «реконструкция» подразумевает отнесение затрат на увеличение балансовой стоимости реконструированного объекта. Увеличить балансовую стоимость объектов концессии (здание котельной, тепловые сети) необходимо на общий размер инвестиций или нужно выбрать определенные работы? В рамках инвестиционной программы предусмотрено, что часть расходов концедент компенсирует концессионеру. Нужно ли стоимость объекта увеличивать на сумму произведенных расходов по текущему обслуживанию объекта?

C целью корректного формирования вложений в объект концессии органу власти следует проанализировать концессионное соглашение, а также инвестиционную программу (программы). Если расходы органа власти на компенсацию затрат осуществляются с целью возмещения концессионеру расходов на эксплуатацию объекта концессии, затрат на обслуживание заемных средств и/или компенсируется доходность инвестированного собственного капитала концессионера, тогда они отражаются в качестве расходов текущего периода и капитальными вложениями не являются (независимо от формы финансирования расходов в качестве субсидий или бюджетных инвестиций). В то же время если такие расходы производятся с целью осуществления реконструкции и являются бюджетными инвестициями, тогда они должны формировать капитальные вложения в объект концессии. При этом по завершении реконструкции орган власти формирует капитальные вложения за счет средств концессионера, что в совокупности со сформированными вложениями за счет бюджетных инвестиций (при их наличии) отражает общую стоимость реконструкции (капитальные вложения).

Обоснование вывода. Порядок учета концедентом имущества и обязательств, а также доходов и расходов определен в Стандарте «Концессионные соглашения». Объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество подлежит обособленному отражению в том числе органом местного самоуправления, выступающим от имени концедента, в составе нефинансовых активов имущества казны (п. 4 Стандарта «Концессионные соглашения»).

Согласно п. 7 Стандарта «Концессионные соглашения» на дату подписания концессионного соглашения уполномоченный субъект учета отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, предусмотренную концессионным соглашением сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. При этом не реже одного раза в полгода в течение периода создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета:

  • отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета увеличения стоимости имущества концедента, фактическую сумму инвестиций концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения на основании информации, предоставленной концессионером;

  • при необходимости корректирует сметную стоимость создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, отраженную на соответствующем забалансовом счете.

В соответствии с положениями Инструкции № 157н учет операций по вложениям в имущество концедента, в том числе при их строительстве, следует осуществлять с применением счета 106 90 «Вложения в имущество концедента», на котором группируются все фактические затраты. Также с целью раскрытия достоверной информации о стоимости объектов строительства по концессионному соглашению в составе капитальных вложений в объект концессионного соглашения следует учитывать все расходы, непосредственно связанные с приведением данного объекта в состояние, соответствующее условиям концессионного соглашения (письмо Минфина России от 28.06.2019 № 02‑07‑10/47992).

В то же время с целью разграничения вложений в объекты реконструкции по концессионному соглашению Инструкций № 157н предусмотрены дополнительные забалансовые счета:

  • счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением (п. 390.1 Инструкции № 157н). Такие суммы учитываются на указанном счете уполномоченным субъектом учета на дату подписания концессионного соглашения. Те же положения содержит и п. 7 Стандарта «Концессионные соглашения». Соответственно, из прямого толкования п. 390.1 Инструкции № 157н и п. 7 Стандарта «Концессионные соглашения» следует, что на забалансовом счете 38 отражается вся сумма инвестиций, предусмотренная соглашением. То есть вложения как концедента, так и концессионера. При этом не реже одного раза в полгода в течение периода создания объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета при необходимости корректирует сметную стоимость создания объекта, отраженную на забалансовом счете 38 (п. 7 Стандарта «Концессионные соглашения»);

  • счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии», на котором отражается сумма, фактически израсходованная концессионером на создание объекта концессионного соглашения (п. 390.3 Инструкции № 157н). Сумма корректируется не реже одного раза в полгода в течение периода создания объекта концессионного соглашения (подп. «а» п. 7 Стандарта «Концессионные соглашения»). Для возможности отражения данной суммы необходимо предусмотреть получение соответствующей информации от концессионера, например, в качестве соответствующего отчета концессионера. Необходимо запросить у концессионера документы, подтверждающие его расходы на создание объекта.

Однако действующими нормативными документами не установлен порядок отражения в бюджетном учете операций по формированию концедентом капитальных вложений за счет средств концессионера. Исходя из экономического содержания, считаем, что вложения концессионера можно рассматривать в качестве безвозмездных неденежных поступлений.

При этом с целью определения размера вложений в имущество концессии необходимо исходить из того, что в соответствии с БК РФ расходы бюджета публично-правового образования — концедента в рамках исполнения концессионного соглашения на софинансирование (финансовое обеспечение) концедентом расходов концессионера на создание (реконструкцию) недвижимого имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, осуществляются в форме бюджетных инвестиций в объект концессионного соглашения (письмо Минфина России от 11.09.2020 № 09‑05‑05/80140, п. 5 ст. 79 БК РФ). В то же время по смыслу бюджетного законодательства (смотрите понятие бюджетных инвестиций в ст. 6 БК РФ) предоставление бюджетных инвестиций всегда влечет за собой увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества.

В то же время согласно положениям Стандарта «Концессионные соглашения» если по условиям концессионного соглашения концедент возмещает концессионеру расходы на эксплуатацию объекта концессии, затраты по обслуживанию заемных средств и/или компенсирует доходность инвестированного собственного капитала концессионера, то указанные расходы признаются концедентом в составе расходов того периода, в котором они возникли (см. обзор писем Минфина России от 27 августа 2020 г. № 02‑07‑10/75870 и от 17 сентября 2020 г. № 02‑07‑10/81832). Указанные расходы могут также осуществляться в форме субсидий, предусмотренных ст. 78 БК РФ.

Таким образом, с целью корректного формирования вложений в объект концессии органу власти следует проанализировать концессионное соглашение, а также инвестиционную программу (программы). Если расходы органа власти на компенсацию затрат осуществляются с целью возмещения концессионеру расходов на эксплуатацию объекта концессии, затрат на обслуживание заемных средств и/или компенсируется доходность инвестированного собственного капитала концессионера, тогда они отражаются в качестве расходов текущего периода и капитальными вложениями не являются (независимо от формы финансирования расходов в качестве субсидий или бюджетных инвестиций). В то же время если такие расходы производятся с целью осуществления реконструкции и являются бюджетными инвестициями, тогда они должны формировать капитальные вложения в объект концессии. При этом по завершении реконструкции орган власти формирует капитальные вложения за счет средств концессионера, что в совокупности со сформированными вложениями за счет бюджетных инвестиций (при их наличии) отражает общую стоимость реконструкции (капитальные вложения).