1. В бухгалтерском учете балансовую стоимость товарного знака, созданного собственными силами организации и ранее учтенного в составе НМА, необходимо списать.
2. Учет товарных знаков в целях исчисления налога на прибыль остается прежним, в том числе в части учета амортизации товарных знаков.
Бухгалтерский учет
ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденный приказом Минфина России от 30.05.2022 № 86н, не распространяется на созданные собственными силами организации средства индивидуализации, в том числе товарные знаки (подп. «е» п. 8 ФСБУ 14/2022).
Следовательно, созданные собственными силами организации средства индивидуализации, в частности товарный знак, не является нематериальным активом.
Как разъясняется в информационном сообщении Минфина России от 18.07.2022 № ИС-учет-40, из сферы применения ФСБУ 14/2022 исключены средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, др.), созданные собственными силами организации (ранее не исключались). Затраты, связанные с созданием таких объектов, признаются расходами периода, в котором они понесены.
Переход на ФСБУ 14/2022 разъясняется в п. 52—56 ФСБУ 14/2022.
В частности, на основании подп. «в» п. 53 ФСБУ 14/2022 в отношении объектов бухгалтерского учета (товарных знаков), которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе нематериальных активов, но в соответствии со стандартом таковыми не являются, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) списать балансовую стоимость таких объектов в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль организации, за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов.
Балансовая стоимость представляет собой первоначальную (переоцененную) стоимость НМА, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и накопленного обесценения (п. 29 ФСБУ 14/2022).
В учете при этом могут быть сделаны следующие записи (в отношении товарного знака, числившегося в составе НМА до 01.01.2024):
Дебет 84 Кредит 04
— списана первоначальная стоимость созданных организацией товарных знаков;
Дебет 05 Кредит 84
— списана накопленная по данным объектам амортизация;
Дебет 012
— объекты отражены за балансом (смотрите также Примерную форму приказа о списании нематериальных активов в порядке единовременной корректировки на 31.12.20 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)).
Последствия перехода на ФСБУ 14/2022 должны быть впервые отражены в бухгалтерской отчетности за тот год, в котором организация впервые начала применять положения нового стандарта (информационное сообщение Минфина России от 18.07.2022 № ИС-учет-40). В этой связи приведенные выше записи необходимо сформировать в межотчетный период (то есть после реформации баланса и формирования отчетности за 2023 г.).
Корректировки должны быть впервые отражены в бухгалтерской отчетности за 2024 г. То есть возникшие при переходе разницы, урегулированные нераспределенной прибылью, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 г. — как данные на начало периода. На бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2023 г. операции, связанные с первым применением ФСБУ 14/2022, не влияют (смотрите также материал: «Вопрос: Отражение в бухгалтерском учете перехода на ФСБУ 14/2022» (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.)).
На текущий момент каких-либо дополнительных рекомендаций регуляторов в области бухучета по данному вопросу нами не обнаружено. Поэтому к сказанному следует относиться как к экспертному мнению и ориентироваться на собственное профессиональное суждение (Рекомендация Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение» (принята фондом «НРБУ „БМЦ“» от 17.12.2018)).
Примечание: Как следует из буквального прочтения нормы подп. «е» п. 8 ФСБУ 14/2022, не учитываются в составе НМА только средства индивидуализации (в том числе товарные знаки), созданные собственными силами организации. То есть расходы организации, произведенные собственными силами, например на проведение НИОКР, в данной норме в виде исключения из состава НМА не поименованы.
Налог на прибыль организаций
В налоговом учете изменений в порядок учета товарных знаков в настоящий момент не внесено. Так, на сегодняшний день в составе нематериальных активов учитываются исключительные права на товарные знаки (п. 3 ст. 257 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 258 НК РФ НМА включаются в амортизационные группы исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ. Пунктом 2 ст. 258 НК РФ установлено, что определение срока полезного использования объекта НМА производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта НМА, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Из взаимосвязи п. 1 ст. 1477, ст. 1481 ГК РФ следует, что на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Учитывая изложенное, в составе нематериальных активов для целей исчисления налога на прибыль учитываются товарные знаки, на которые получены соответствующие свидетельства.
Поэтому если на указанные в вопросе товарные знаки были получены данные свидетельства, то они ранее правомерно были учтены в составе нематериальных активов в налоговом учете. При этом методика их учета с 01.01.2024 не меняется, то есть по ним ежемесячно продолжает начисляться амортизация.
Принять к сведению
Изменение первоначальной стоимости НМА в налоговом учете не предусмотрено. Также нормами НК РФ не предусмотрен пересмотр срока полезного использования нематериальных активов.
Выраженная позиция является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.
Организация может обратиться за персональным разъяснением в Минфин России или налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 № КВ-3-14/6138@).