Иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль (далее — налог) (п. 1 ст. 246 НК РФ).
Объектом налогообложения по налогу для указанной категории налогоплательщиков является полученная ими прибыль, которой признаются доходы, полученные от источников в РФ, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ (п. 3 ст. 247 НК РФ).
В пункте 1 ст. 309 НК РФ поименованы виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относящиеся к ее доходам от источников в РФ и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов (п. 1.1 ст. 309 НК РФ).
Доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подп. 5, 6 и 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ) на территории РФ, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ (п. 2 ст. 309 НК РФ).
Указанные товары, реализуемые иностранными поставщиками, не поименованы в п. 1 ст. 309 НК РФ, а потому доходы от их продажи не подлежат обложению налогом у источника выплаты, ведь оснований считать, что в результате такой продажи у иностранных поставщиков возникает постоянное представительство в РФ, мы не видим. Это означает, что российская организация — покупатель не должна выполнять функции налогового агента по исчислению, удержанию и уплате налога в бюджет (п. 1 ст. 310 НК РФ).
Наряду с этим на основании п. 1, 3 ст. 289, п. 4 ст. 310 НК РФ налоговый агент не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного (налогового) периода, в котором им производились выплаты иностранным организациям, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов (далее налоговый расчет), форма и порядок заполнения (далее — Порядок) которого утверждены приказом ФНС России от 26.09.2023 № ЕД-7-3/675@.
Согласно п. 1 Порядка налоговый расчет заполняется, в частности, организациями, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в РФ. В состав налогового расчета входит раздел 5 «Сведения о выплаченных иностранным организациям доходах от продажи товаров, не подлежащих налогообложению» (п. 2 Порядка). В разделе 5 налогового расчета отражается информация о суммах выплаченных иностранным организациям доходов (в том числе в неденежной форме) от продажи товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 2 ст. 309 НК РФ и не относящихся к доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты в соответствии с п. 1 ст. 309 НК РФ (п. 130 Порядка). Указанный раздел заполняется в том числе организациями, выплачивающими иностранным организациям доходы по внешнеторговым контрактам, предметом которых является приобретение у иностранных организаций товаров, соответствующих коду дохода «33» согласно приложению № 6 к Порядку (п. 131 Порядка).
С одной стороны, из приведенных положений Порядка прослеживается, что изначально в налоговом расчете отражается информация не о всех доходах, выплаченных иностранным организациям, а только о тех из них, которые относятся к доходам от источников в РФ, в том числе не подлежащим налогообложению у источника выплаты. В письме ФНС России от 14.11.2023 № ШЮ-4-13/14369@ аналогичным образом указано, что в налоговом расчете отражаются все виды доходов, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в РФ: подлежащие обложению налогом; не подлежащие налогообложению; осуществленные в неденежной форме (например, в виде взаимозачетов, капитализации процентов).
В таком случае информация о выплаченных иностранным организациям доходов от источников за пределами РФ в налоговом расчете (в том числе в разделе 5) не отражается.
Согласно ст. 42 НК РФ доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами 23, 25 НК РФ. Если положения НК РФ не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется ФНС России.
По мнению автора, глава 25 НК РФ не позволяет однозначно квалифицировать доходы, получаемые иностранными организациями от продажи товаров, поставляемых с территории иностранных государств. При этом согласно письму ФНС России от 12.04.2022 № СД-4-3/4421@ доходы иностранных организаций, полученные по внешнеторговым операциям, связанные с экспортом (реализацией) на территорию РФ товаров, не являются доходами от источников в РФ (смотрите также письмо ФНС России от 04.04.2019 № СД-4-3/6191@).
Соответственно, если следовать указанной логике, то российской организации в рассматриваемой ситуации не нужно заполнять и представлять в налоговый орган налоговый расчет (в том числе раздел 5), поскольку доходы, выплаченные ею иностранным поставщикам, являются доходами от источников за пределами РФ. Аналогичные разъяснения представлены и в приведенных письмах ФНС России, касающихся прежней формы налогового расчета.
С другой стороны, в п. 131 Порядка прямо говорится о том, что раздел 5 налогового расчета заполняется при выплате иностранным организациям доходов по внешнеторговым контрактам, предметом которых является приобретение у иностранных организаций товаров, соответствующих коду дохода «33» согласно приложению № 6 к Порядку, то есть доходов от источников за пределами РФ. Очевидно, что приведенный пункт в таком контексте не согласуется, в частности, с п. 1, 130 Порядка, однако он указывает на необходимость заполнения и представления российской организацией в налоговый орган налогового расчета с разделом 5. Заметим, что код «33» является общим кодом для доходов от продажи товаров, поэтому полагаем, что он соответствует доходам, выплачиваемым в данном случае иностранным поставщикам по внешнеэкономическим контрактам.
Официальных разъяснений, касающихся необходимости представления новой формы налогового расчета в аналогичных рассматриваемой ситуациях не обнаружено. По мнению автора, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ организация в данном случае может принять решение не заполнять и не представлять налоговый расчет в связи с приобретением у иностранных поставщиков товаров, что, однако, сопряжено с налоговыми рисками. Если налоговый спор не входит в планы организации, ей целесообразно отразить выплаченные иностранным поставщикам доходы в разделе 5 налогового расчета и представить его в налоговый орган не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного (налогового) периода, в котором ею производились выплаты иностранным поставщикам.
Что касается отражения выплаченного дохода в разделе 5 налогового расчета, то нужно учитывать, что по строке 020 «Сумма выплаченных доходов за квартал (месяц) отчетного (налогового) периода по данным налогового агента (в рублях)» указывается совокупная сумма выплаченного в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода иностранным организациям дохода от продажи товаров. В случае если доход выплачивается в иностранной валюте, то указывается рублевый эквивалент совокупной суммы выплаченного иностранным организациям дохода от продажи товаров, выплаченного в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода. Он определяется по официальному курсу иностранной валюты к рублю ЦБ РФ на дату выплаты дохода (п. 134 Порядка). Согласно п. 8 Порядка стоимостные значения показателей налогового расчета указываются в полных рублях. В рублях значения стоимостных показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля, после точки проставляются нули.
Таким образом, по строке 020 раздела 5 налогового расчета в рассматриваемой ситуации отражается сумма выплаченных иностранным поставщикам доходов в рублях. Доходы, выплаченные в юанях, пересчитываются в рубли по официальному курсу юаня к рублю ЦБ РФ на дату выплаты дохода.