Нашей компанией были утрачены все документы по приобретению товара до 19.05.2008. Данных о цене и поставщиках товаров не осталось. Как определить цену на товар, находящийся на складе?
К сожалению, из вопроса неясно, какие именно документы были утрачены. Если только первичные, которые служат для подтверждения понесенных затрат, то информацию о ценах можно взять из отчетности.
Рассмотрим ситуацию, если пропала и отчетность, в которой уже были отражены операции по данным товарам. Тогда организации придется самостоятельно определять рыночную цену товаров.
Напомним, что цена - это денежное выражение стоимости единицы товара. В случае невозможности определения цены на основании документов она определяется как рыночная цена по идентичным (однородным) товарам.
Рыночная цена представляет собой цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ).
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 5 – 11 ст. 40 НК РФ.
По нашему мнению, именно этот метод будет оптимальным в данном случае. Возникает вопрос: как на практике установить рыночную цену, используя информацию о ценах на идентичные товары?
Например, организация может взять информацию о ценах у производителей таких же товаров, а также использовать для этих целей прайсы оптовых торговых компаний. Желательно, чтобы прайсы были датированы тем же месяцем, в котором организация определяет цену товара и фактически заново ставит их на учет. Эти документы нужно сохранить, они пригодятся для подтверждения установленной цены.
В случае невозможности определения рыночной цены – отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам, отсутствуют официальные источники информации – могут использоваться два расчетных метода.
При этом каждый из этих методов используется при невозможности определить цену предыдущим методом.
Если невозможно определить рыночную цену по сделкам с идентичными (однородными) товарами, сначала используется метод цены последующей реализации.
По методу цены последующей реализации рыночная цена определяется по формуле:
РЦ = ЦПП - З - П,
где РЦ - рыночная цена;
ЦПП - цена, по которой товар был продан покупателем при последующей реализации (цена последующей продажи);
З - обычные затраты, понесенные покупателем при последующей продаже (без учета цены, по которой товар был приобретен);
П - обычная для сферы торговли прибыль покупателя.
Если же и метод цены последующей реализации использовать невозможно (например, отсутствует информация о цене, по которой товары впоследствии были реализованы покупателем), то применяется затратный метод определения цены. Расчет рыночной цены затратным методом производится по формуле:
РЦ = З + П,
где РЦ - рыночная цена;
З - затраты на производство (приобретение) и реализацию;
П - обычно применяемая в данной сфере деятельности прибыль.
При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Использование последнего метода на практике довольно-таки затруднительно, поскольку механизм определения обычной прибыли не определен.
Других способов определения цены товара нормами налогового законодательства РФ не предусмотрено. Такой вывод можно сделать из Письма Минфина России от 11.01.2008 № 03-02-07/1-1.
Консультационный центр «ЭЖ»