Упрощённую систему налогообложения применяют предприятия малого и среднего бизнеса, так как существуют жёсткие ограничения по сумме дохода для «упрощенцев». Согласно ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, если по итогам отчётного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн руб. (скорректированные на коэффициент-дефлятор), то он теряет право применять УСН. Определён круг субъектов, которые в принципе не вправе применять этот спецрежим (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Так, например, не вправе применять «упрощёнку» банки, страховщики, ломбарды и т. д. Что касается сфер деятельности, то на данный спецрежим в основном переходят консалтинговые, туристические компании и другие фирмы, оказывающие посреднические услуги.
При переходе на «упрощёнку» организации или предпринимателю необходимо выбрать объект налогообложения. Их два: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Налог с дохода уплачивается по ставке 6%, а налог с дохода, уменьшенного на величину расходов, — по ставке 15%.
Фирмы видят выгодность «упрощёнки» в том, что она заменяет уплату нескольких налогов (ЕСН, НДС, налоги на прибыль и на имущество) одним. Но не стоит забывать, что при этом за ними сохраняются обязанности по уплате страховых взносов в ПФР, транспортного, земельного и других налогов и сборов, включая госпошлину, а также они должны соблюдать порядок ведения кассовых операций и предоставления статистической отчётности (ст. 346.11 НК РФ).
«Упрощёнку» также применяют организации розничной торговли (если они, конечно, не подпадают под ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ)), т.е. фирмы, работающие с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет. Ведь «упрощенцы» не платят НДС, и многие компании уходят от спецрежима только потому, что крупные заказчики – плательщики НДС отказываются с ними работать.
Перед тем, как принять окончательное решение о переходе на этот спецрежим, нужно проанализировать налоговую нагрузку предприятия. Кажущаяся привлекательность УСН может сыграть с вами плохую шутку. Обязательно следует ознакомиться с перечнем расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по «упрощёнке», так как он является закрытым. Все расходы, которые можно учесть при объекте «доходы минус расходы», поименованы в ст. 346.16 НК РФ. Если у вашей фирмы значительны иные расходы (даже связанные с производством), вы не сможете их учесть при УСН. Поэтому следует провести тщательный анализ экономических показателей предприятия.
Что касается налоговых поступлений в федеральный бюджет от уплаты УСН, то они являются незначительными. По статистическим данным сайта ФНС России на 11.02.2009, основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). А это значит, что поступления от уплаты УСН находятся среди прочих доходов.
Законодательная база УСН постоянно изменяется и дополняется с целью оптимизации спецрежима, в частности для предприятий малого бизнеса. Так, с 1 января этого года вступили в силу изменения, касающиеся «упрощёнки» (Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Одним из важных изменений является право «упрощенцев» перенести на текущий налоговый период сумму убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, без каких-либо ограничений. Также закон упразднил текущую налоговую отчётность, но не отменил обязанности налогоплательщика по уплате авансовых платежей. Поэтому, как и прежде, не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом, налогоплательщику нужно уплатить сумму налога в соответствующем размере.
Более подробную информацию об изменениях в части применения «упрощёнки» вы можете прочитать в «Бухгалтерском приложении» к «ЭЖ» № 52 от 26.12.2008 в статье «Основные изменения в налоговом законодательстве с 1 января 2009 года».
Консультационный центр «ЭЖ»