Учёт контрольно-кассовой техники

| консультации | печать
Наша организация приобрела ККТ стоимостью 12 000 руб. Какими документами оформляется такое приобретение? Как учитывать ККТ в налоговом и бухгалтерском учёте?

Документальное оформление покупки

При приобретении контрольно-кассовой техники (ККТ) оформляются такие же документы, как при покупке других товаров. Так, необходимо наличие договора купли-продажи с указанием стоимости товара, товарной накладной по форме ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132), счёта-фактуры (если, конечно, продавец ККТ – плательщик НДС).

Регистрация ККТ

После покупки ККТ необходимо заключить договор с центром технического обслуживания на сервисное обслуживание техники и зарегистрировать ККТ в налоговом органе по месту своего учёта.

В соответствии с Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470) для регистрации кассового аппарата налогоплательщику необходимо представить следующие документы:

- заявление по форме, утв. Приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@;

- паспорт ККТ;

- договор на техническое обслуживание.

В отдельных случаях налоговые органы могут попросить представить дополнительные документы. Например, журнал кассира-операциониста (форма № КМ-8), паспорт электронных контрольных лент защищённых и другие.

В течение 5 рабочих дней с момента подачи вами документов налоговый орган регистрирует технику и вносит сведения о ней в книгу учёта ККТ. После этого вам выдаётся карточка регистрации, а также возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению.

Принимаем к учёту

В зависимости от стоимости и учётной политики организации в части учёта основных средств кассовый аппарат принимается к учёту либо в составе основных средств, либо в составе материально-производственных запасов.

ККТ используется организацией в течение длительного срока (более 12 месяцев), применяется в текущей деятельности и не предназначена для перепродажи.

Соответственно, её можно принять к учету как основное средство на основании п. 4 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств».

Но при этом согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются все вышеназванные условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учётной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу, могут приниматься к бухгалтерскому учёту в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

То есть если приказом об утверждении учётной политики организации установлен стоимостный лимит для принятия объекта в состав основных средств (но не более 20 000 руб.), то объекты стоимостью менее этого лимита будут отражаться в учёте в составе МПЗ.

В случае принятия организацией ККТ в составе МПЗ необходимо будет обеспечить сохранность этого объекта при его использовании и эксплуатации. Для этого рекомендуется использовать забалансовые счета.

ККТ – основное средство

В качестве основного средства ККТ будет приниматься к учёту по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические расходы организации на приобретение аппарата, за исключением НДС, а также затраты на доставку и установку, стоимость услуг по вводу в эксплуатацию, на приобретение голограмм и т.п.

При этом сведения о таких затратах отражаются на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы», а впоследствии списывают в дебет счёта 01 «Основные средства». В этом случае стоимость техники будет погашаться посредством начисления амортизации.

Бухгалтерские проводки в данном случае будут следующие:

Дебет 08 Кредит 60

- отражена стоимость приобретённой ККТ;

Дебет 19 Кредит 60

- учтён НДС с покупки ККТ;

Дебет 08 Кредит 60

- отражены расходы по вводу ККТ в эксплуатацию;

Дебет 19 Кредит 60

- учтён НДС по расходам по вводу ККТ в эксплуатацию;

Дебет 01 Кредит 08

- принятие ККТ к учёту в качестве основных средств;

Дебет 68 Кредит 19

- НДС принят к вычету.

Впоследствии ежемесячно до окончания срока полезного использования будет производиться начисление амортизации:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 02

- начислена амортизация по ККТ.

ККТ в составе МПЗ

В данном случае кассовая техника принимается к бухгалтерскому учёту в сумме фактических затрат организации, за исключением НДС (п. 5 ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»). К фактическим расходам относятся все затраты, непосредственно связанные с приобретением техники.

Изначально при приобретении ККТ учитывается на счёте 10 «Материалы» субсчёт «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». При передаче аппарата в эксплуатацию его стоимость необходимо списать в дебет счетов учёта затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу»).

Налоговый учёт

Для целей налогового учёта ККТ первоначальной стоимостью менее 20 000 руб. не признаётся амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). То есть такой аппарат в налоговом учёте будет учитываться в составе прочего имущества организации.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость ККТ полностью включается в состав материальных расходов в том месяце, в котором она была введена в эксплуатацию. Остальные затраты, связанные с вводом ККТ в эксплуатацию, являются косвенными и уменьшают базу по налогу на прибыль также в месяце, в котором объект введён в эксплуатацию (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Все последующие расходы, связанные с техническим обслуживанием ККТ, будут признаваться для целей налогового учёта в месяце их осуществления.

Консультационный центр «ЭЖ»

читайте также