Отдельный договор на водоснабжение не нужен

| консультации | печать
Кем считается управляющая компания, владеющая водной скважиной, — водопользователем или ресурсоснабжающей организацией? Должна ли она утверждать тарифы на воду в органах местного самоуправления или вправе самостоятельно устанавливать их в соответствии с тарифами, действующими в муниципальном образовании? Надо ли заключать отдельный договор на водоснабжение и водоотведение с владельцами домов при наличии договора на коммунальное обслуживание

Водопользователь или ресурсоснабжающая организация?

Ответ на этот вопрос зависит от правоотношений, в которых участвует управляющая компания.

Водопользователь — это физическое или юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом (ст. 1 Водного кодекса РФ). Такое право предоставляется федеральными органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от вида собственности на водный объект.

В целях водоснабжения право пользования поверхностными водными объектами возникает на основании договора водопользования, а подземными — на основании лицензии на пользование недрами (ст. 19 Водного кодекса РФ и ст. 11 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах»).Понятие ресурсоснабжающей организации используется в отношениях, связанных с предоставлением коммунальных услуг, регулируемых Жилищным кодексом РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила).

Ресурсоснабжающая организация — это юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или индивидуальный предприниматель, которые продают коммунальные ресурсы (в том числе водоснабжение) потребителям, использующим их для личных и хозяйственно-бытовых нужд, то есть владельцам и арендаторам жилых домов (п. 3 Правил).

Итак, управляющая компания, владеющая скважиной, может быть и водопользователем — в отношениях с госорганами по использованию водного объекта, и ресурсоснабжающей организацией — в отношениях по водоснабжению потребителей коммунальных услуг (владельцев домов).

Кто утверждает тарифы

Размер платы за водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ (п. 15 Правил). Часть 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ гласит, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса (включая водоснабжение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Тарифы и надбавки органы местного самоуправления устанавливают в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В силу ст. 8 данного закона тарифы устанавливаются индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, в том числе на основании анализа динамики ее предыдущей деятельности и деятельности аналогичных организаций, а также исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов.

Порядок установления тарифов определен в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и в Правилах регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности данных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520. Для установления тарифов на товары и услуги (в том числе на водоснабжение) организация коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган местного самоуправления пакет документов, указанных в п. 3 Правил регулирования тарифов, отдельно по каждому виду деятельности, включающему производство и реализацию товаров и услуг. По результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок к ним орган местного самоуправления выносит решение.

В рассматриваемом случае управляющая компания при расчетах за водоснабжение с владельцами домов использует тарифы, утвержденные для нее органами местного самоуправления.

Отдельный договор

Договор считается заключенным, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, в частности о предмете договора, а также по условиям, названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для такого договора. На это указано в ст. 432 ГК РФ.

Перечень существенных условий для договора водоснабжения и водоотведения определен в главе 30 ГК РФ и п. 13 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167.

Гражданское законодательство разрешает заключать договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям, возникающим из такого договора, применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в нем, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Ели договор на коммунальное обслуживание содержит существенные условия, установленные для договора на водоснабжение и водоотведение, заключать отдельный договор на водоснабжение и водоотведение не нужно.

Справка

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.