В пункте 1 ст. 35 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) сказано, что внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определенных его уставом, а также в случаях, когда проведения такого собрания требуют интересы ООО и его участников. Поэтому поводом для созыва внеочередного общего собрания может быть любой вопрос, решения которого, по мнению инициаторов проведения собрания, требуют указанные интересы.
Из пункта 2 ст. 35 Закона об ООО следует, что инициаторами могут быть, в частности, участники общества, обладающие в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества.
Как видно, об участниках-инициаторах говорится именно во множественном числе. Возникает вопрос: имеет ли такое право один участник, обладающий не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников ООО?
Существует точка зрения, сторонники которой считают недопустимым расширенное толкование п. 2 ст. 35 Закона об ООО. По их мнению, инициировать проведение собрания могут не менее чем два участника. Распространение такого права на одного участника общества приведет к ущемлению корпоративных интересов других его участников.
На наш взгляд, такая позиция неверна.
В соответствии со ст. 10 Закона об ООО участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет. В постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 09.12.99 № 14 (далее — постановление) разъясняется, что в данном случае решающим обстоятельством, дающим право на обращение в суд с таким заявлением, является размер доли в уставном капитале общества. Поэтому правом на обращение в суд с требованием об исключении участника из ООО обладают не только несколько участников, доли которых в совокупности составляют не менее 10% уставного капитала общества, но и один из них при условии наличия у него доли такой же величины.
В постановлении не разъясняются положения п. 2 ст. 35 Закона об ООО. Однако мы считаем, что приведенные разъяснения можно применить по аналогии и к данному пункту. Такой вывод подтверждается и содержанием Определения Конституционного суда РФ от 03.10.2006 № 468-О.
Один из арбитражных судов обратился в КС РФ с запросом о проверке конституционности положения п. 2 ст. 35 Закона об ООО. Заявитель указывал на неопределенность положения, что противоречит Конституции РФ. Отказывая в приеме запроса, КС РФ отметил, что в рассматриваемом случае надо учитывать экономическую сущность ООО, представляющего собой объединение капиталов, а не лиц. В Определении были приведены и содержащиеся в постановлении разъяснения о применении ст. 10 Закона об ООО.
И еще один аргумент. Если исходить из обсуждаемой позиции, то в обществе, состоящем из двух участников, созыв внеочередного собрания возможен только по инициативе всех участников. А это противоречит п. 2 ст. Закона об ООО.
Вывод: участник ООО, который обладает не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества, вправе требовать проведения внеочередного общего собрания. Причем согласно ст. 32 Закона об ООО каждый участник имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале.