Индивидуальный предприниматель, применяющий «упрощёнку» (доходы минус расходы) в ноябре приобрёл товар, но не оплатил. При заключении соглашения о новации в декабре включается ли в расход стоимость приобретённого товара?
Согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика – «упрощенца» признаются затраты после их фактической оплаты.
При этом в целях гл. 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признаётся прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
В соответствии со ст. 414 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Значит, при заключении соглашения о новации обязательство по оплате товаров (работ, услуг) считается прекращённым, и затраты, по нашему мнению, будут фактически оплачены. Соответственно, на дату заключения соглашения о новации затраты связанные с приобретением товара, учитываются «упрощенцем» в расходах с учётом особенностей для расходов разных видов, предусмотренных п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Так, согласно подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы по стоимости товаров, приобретённых для дальнейшей реализации (перепродажи), учитываются после фактической оплаты по мере их реализации путём использования одного из методов оценки покупных товаров (ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы товара).
Таким образом, если приобретённые товары не были реализованы в декабре, то их стоимость в расходы не включается.