Выдворение покупателя из магазина: кто прав?

| консультации | печать
Я будущая мама. Однажды зашла в магазин для малышей и стала записывать цены для приданного своему ребенку. Меня попросили покинуть помещение. Правомерно ли это? Как мне следовало поступить?

Владельцы магазинов вывешивают предупреждения о запрете входить в магазин с мороженым, велосипедом и даже детскими колясками. Нередко слышатся возмущенные голоса продавцов, когда покупатель фотографирует понравившийся ему диван, чтобы дома в кругу семьи обсудить вопрос о его покупке. Посетители, делающие пометки в блокнотах, тоже вызывают подозрение у владельцев — не шпион ли из конкурирующего магазина переписывает ассортимент и цены? И от греха подальше охранники выпроваживают такого посетителя. В лучшем случае они укажут покупателю на информационный уголок, где вывешены объявления типа:

«Доводим до вашего сведения, что в магазине прайс-лист, политика ценообразования, оформление торговых залов являются авторскими работами сотрудников компании, собственностью — коммерческой тайной владельцев торговой марки магазина.

В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, федеральными законами „Об информации, информатизации и защите информации“ и „О коммерческой тайне“

ЗАПРЕЩЕНЫ:

фото- и видеосъемка объектов авторских и смежных прав и сотрудников компании, аудиозапись, переписывание ассортимента и цен, являющихся коммерческой тайной организации».

Чем обосновывают свои запреты владельцы магазинов и законны ли они?

Аргумент первый. Моя территория — что хочу, то и ворочу

Это самый главный аргумент. Владельцы магазинов ссылаются на ст. 209 ГК РФ, в ч. 2 которой установлено, что «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

Во-первых, следует различать помещения, являющиеся частной собственностью, но имеющие различное предназначение. В жилое частное помещение, в котором вы полноправный хозяин, можете пускать только тех, кого хотите, и устанавливать правила поведения, какие хотите. Однако это неприменимо к местам со специальным режимом публичного доступа (магазин, банк, офис и т.п.).

В подобное помещение вправе войти любой гражданин, если он не нарушает общественный порядок и не совершает правонарушений, и находиться в нем сколько захочет (в пределах, конечно, режима работы организации).

Во-вторых, правила поведения в каждом конкретном общественном месте устанавливать, безусловно, можно, но в пределах, не затрагивающих основополагающих прав гражданина.

Кроме того, устав магазина — внутренний непубличный документ, регулирующий отношения между магазином и продавцами. К покупателю он не имеет никакого отношения.

Владельцы магазинов применяют и иную тактику, ссылаясь на свое право собственности на товар и все ту же ч. 2 ст. 209 ГК РФ. Дескать, до момента оплаты товара право собственности сохраняется за продавцом, следовательно, он может ограничивать порядок доступа и ознакомления с ним.

Между тем сбор информации (переписывание цен, фотографирование и проч.) об имуществе и пользование или распоряжение этим имуществом не одно и то же.

Фундаментальное право гражданина на фиксацию информации закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон № 149-ФЗ) информация, доступ к которой не ограничен, считается общедоступной. Она может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении ее распространения (п. 2 ст. 7 Закона № 149-ФЗ).

В статье 9 Закона № 149-ФЗ говорится также, что любые ограничения доступа к информации устанавливаются только федеральным законом.

Понятие «доступ» включает в себя не только получение информации, но и возможность использовать ее. Следовательно, любое ограничение такой возможности должно быть закреплено в законе. Иными словами, запрет на переписывание цен или фотографирование товара должен быть предусмотрен в законе.

Существуют ли такие ограничения?

Покупатель, только зашедший в магазин, уже считается потребителем, поскольку согласно преамбуле к Закону РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель — это гражданин, не только заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги), но и имеющий намерение заказать или приобрести товар.

В статье 8 Закона о защите прав потребителей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю полную информацию о товарах (в том числе о цене). Закон не ограничивает, как покупателю обрабатывать и с помощью чего фиксировать информацию.

Аргумент второй. Цена — коммерческая тайна

Владельцы магазинов утверждают, что цены, ассортимент и внешний вид полок — коммерческая тайна, поэтому переписывать и фотографировать их запрещено.

Как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Одним из таких законов является Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне).

Согласно ст. 3 Закона о коммерческой тайне к таковой может быть отнесена информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Иначе говоря, информация сама по себе не становится коммерческой тайной, к ней должен быть ограничен доступ. Зачем же тогда товары выставляются в общественном месте, если информация о них конфиденциальна? Парадокс.

Чтобы информация стала коммерческой тайной, необходимо предпринять ряд действий по ограничению доступа к ней. На это указано в ч. 2 ст. 10 Закона о коммерческой тайне.

Есть и еще один аспект. Согласно ч. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается публичным договором. Это означает, что магазин в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ обязан заключить договор купли-продажи с любым человеком, который этого пожелает.

Согласно же ч. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой. Другими словами, ценник со сведениями о наименовании и цене товара не что иное, как публичная оферта.

С этой точки зрения выдворение покупателя из магазина можно квалифицировать как отказ от публичной оферты. А в части 4 ст. 445 ГК РФ сказано, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, возмещает другой стороне причиненные этим убытки.

Аргумент третий. Автор против

Одно из самых абсурдных обоснований (как правило, для обоснования запрета на фотографирование в магазине) — ссылка на то, что ценник и внешний вид полок… охраняется авторским правом. Утверждая это, владельцы магазинов не слишком задумываются, что у них на руках нет никакого авторского договора, авторского вознаграждения, оригинальной творческой концепции исполнения ценника, иных признаков авторского права (например, регистрации объекта авторского права).

Здесь уместно вспомнить ст. 1276 ГК РФ, согласно которой допускается свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения.

Кроме того, все запреты на использование объектов авторского права касаются только их коммерческого использования. Если они используются исключительно в личных целях, то применяется ст. 1273 ГК РФ. Она разрешает свободное воспроизведение произведения в личных целях.

Таким образом, запретить покупателю фотографировать в магазине диван, чтобы получше рассмотреть его дома, никто не вправе.

Итак, если покупатель не допускает противоправных действий в магазине, любые ограничения (будь то запрет на вход с мороженым, собаками или запрет на переписывание цен и проч.) противозаконны и должны восприниматься скорее как просьба.

Попытки помешать покупателю (задержать его или выдворить из магазина) являются превышением полномочий охранника (требования что-то выполнить без законного основания и задержание или временное ограничение свободы гражданина до выяснения считаются превышением полномочий), и за это установлена ответственность, включая лишение лицензии частного охранника.

Что же делать, если за переписывание цен или фотографирование вас попросили удалиться? Необходимо потребовать обосновать такие действия. Ссылки на внутренний распорядок магазина безосновательны. Пусть представитель магазина или охранник вызывает милицию, а вы спокойно ходите в магазине и продолжайте записывать цены. Отнять блокнот или фотоаппарат у вас не могут — это ваша собственность.

Кроме того, необходимо потребовать от магазина письменный запрет на переписывание цен. Такой отказ в дополнение к протоколу, оформленному милицией, будет безусловным доказательством незаконности действий магазина. И с этим доказательством уже можно обращаться и в Роспотребнадзор, и в прокуратуру, и в суд.

И не забывайте о тривиальной жалобной книге. Помните, что это не простой блокнот для забавных записей, а юридический документ. Именно жалобную книгу в первую очередь истребуют контролирующие органы при проверке магазина.