Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зарубиной Е.Н., судей Першутова А.Г. и Поповченко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Евстифеевой Е.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Новолялинский» к Правительству Российской Федерации о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», в части невозможности реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей пенсии, при участии в судебном заседании:
от сельскохозяйственного производственного кооператива «Новолялинский» — Вдовиченко М.Н. по доверенности от 11.08.2001, от Правительства Российской Федерации — Бондарь А.В. по доверенности от 30.12.2010 № 14-7/250, установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив «Новолялинский» (далее — кооператив, заявитель) обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее — Базовые условия), в части невозможности реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей пенсии.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Базовых условий не соответствует Федеральному закону от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», принято Правительством Российской Федерации с превышением полномочий, нарушает права и законные интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку может повлечь инициирование процедуры несостоятельности (банкротства).
Кроме того, кооператив ссылается на то, что решением Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей ему отказано в предоставлении дополнительной реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со ссылкой на запрет реструктуризации указанной задолженности, установленный абзацем 2 пункта 1 Базовых условий.
В отзыве на заявление Правительство Российской Федерации (далее — Правительство РФ) просит в удовлетворении заявления отказать, указывая, что Базовые условия утверждены Постановлением Правительства РФ в соответствии с предоставленными полномочиями и в рамках компетенции, оспариваемое положение пункта 1 Базовых условий об исключении из реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, не противоречит Федеральному закону от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», не нарушает прав и законных интересов кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и пояснениях к нему, отзыве на заявление, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее — Федеральный закон № 83‑ФЗ) предусмотрено проведение реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния, установлены правовые основы и условия ее проведения.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 83-ФЗ реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено принять необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Закона.
Во исполнение Федерального закона № 83-ФЗ Правительством РФ принято Постановлением от 30.01.2003 № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», которым, в частности, утверждены Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Следовательно, Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 № 52, изданы Правительством Российской Федерации в рамках его компетенции.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета» от 08.02.2003 № 25 и «Собрание законодательства РФ» от 10.02.2003, № 6, ст. 523, изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1092, опубликованы в «Собрании законодательства РФ» — 19.01.2009.
Согласно абзацу 1 пункта 1 Базовых условий (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1092) реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, в том числе задолженность по пеням и штрафам за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). Абзацем 2 этого пункта предусмотрено, что реструктуризации не подлежат задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по оплате труда.
По мнению заявителя, абзац 2 пункта 1 Базовых условий, содержащий положения о том, что реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, нарушает права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку противоречит статье 2 Федерального закона № 83-ФЗ.
Однако это утверждение является ошибочным.
Статьей 1 Федерального закона № 83-ФЗ предусмотрено, что данный Закон устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
Согласно статье 2 указанного Закона под долгом понимается просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность сельскохозяйственного товаропроизводителя по платежам в бюджеты всех уровней, а также за поставленные ему товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Между тем Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства в соответствии с пунктом 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации согласно названному положению не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются персонифицированными платежами во внебюджетный фонд.
Особая правовая природа и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование состоит в том, что указанные взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (статья 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не охватываются понятием долга, данным в Федеральном законе № 83-ФЗ, и, следовательно, указание в оспариваемом пункте Базовых условий на то, что задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, не подлежит реструктуризации, не свидетельствует об исключении из состава подлежащих реструктуризации долгов какой-либо части.
В данном случае Правительство РФ действовало в рамках реализации своих полномочий и принятие оспариваемых положений не изменяет прав сельскохозяйственных товаропроизводителей по сравнению с тем, как они определены Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ.
Кроме того, доводы заявления сводятся к переоценке решения Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым в предоставлении реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование было отказано, и судебных актов арбитражных судов, отказавших в удовлетворении заявления кооператива о признании действий указанной комиссии незаконными. Однако указанные доводы не могут являться основанием для признания оспариваемых положений Базовых условий недействительными, поскольку оценка действий комиссии и вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов выходит за рамки компетенции суда при рассмотрении настоящего заявления.
Доводов и доказательств, подтверждающих, что оспариваемые положения Базовых условий каким-либо образом нарушают его права, кооперативом не приведено.
Таким образом, оспариваемые положения не противоречат Федеральному закону от 09.07.2002 № 83‑ФЗ и не нарушают права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на него какие-либо дополнительные обязанности, не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания недействующими оспариваемых положений абзаца 2 пункта 1 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», в части невозможности реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей пенсии, поскольку не выявлено противоречий положениям Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ.
Руководствуясь статьями 167— 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил: признать абзац 2 пункта 1 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», в части невозможности реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, соответствующим положениям Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
В удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива «Новолялинский» отказать.
Председательствующий судья
Е. Зарубина
Судья
А. Першутов
Судья
А. Поповченко