Три года — предельный срок для зачета переплаты

Высший Арбитражный Суд РФ постановление Президиума от 23.08.2005 № 5735/05
| судебные решения | печать
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А. А.;

членов Президиума: Андреевой Т. К., Арифулина А. А.,Бабкина А. И., Витрянского В. В., Вышняк Н. Г., Киреева Ю. А., Першутова А. Г., Слесарева В. Л., Суховой Г. И., Финогенова В. И., Юхнея М. Ф. —

рассмотрел Заявление Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по городу Москве о пересмотре в порядкенадзора решения Арбитражного суда города Москвы от15.11.2004 по делу № А40-32267/04-90-373 и Постановления Федерального арбитражного суда Московского округаот 18.02.2005 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя — Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по городу Москве — Виноградова М. М., Гренова М. Г., Елина Н. В., Чернов П. В.;

от общества с ограниченной ответственностью «Энерджайзер» — Треплин С. В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В. И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Энерджайзер» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным содержащегося в Письме от 19.05.2004 № 8962 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 5 по Центральному административному округу города Москвы (в настоящее время — Инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по городу Москве; далее — налоговая инспекция) об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и бездействия налоговой инспекции по заявлению общества о зачете излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также о ее обязании произвести зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей.

Решением суда первой инстанции от 15.11.2004 заявленные требования удовлетворены.

Федеральный арбитражный суд Московского округа Постановлением от 18.02.2005 решение оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций налоговая инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение единообразия судебной практики.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта по следующим основаниям.

Территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и обществом была проведена сверка расчетов по уплате страховых взносов по состоянию на01.01.2001. Акты сверки от 29.01.2001 и 31.01.2001 содержат данные о том, что по лицевому счету общества числятся переплаты: 112 300 рублей Пенсионному фонду Российской Федерации и 176 870 рублей Фонду социального страхования Российской Федерации.

Общество 13.01.2004 обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями, в которых просило произвести зачет указанных сумм в счет предстоящих платежей.

В Письме от 19.05.2004 № 8962 налоговая инспекция сообщила обществу об отказе в зачете излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, сославшись на нарушение им установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога.

Заявление общества о зачете излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации налоговая инспекция оставила без ответа.

Общество, считая, что Решение налоговой инспекции от19.05.2004 № 8962 и ее бездействие нарушают его право на своевременный зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов, обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты, а срок подачи заявления о ее зачете в счет предстоящих платежей не установлен.

Оставляя решение суда без изменения, суд кассационной инстанции руководствовался также положениями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, и сделал вывод, что трехлетний срок обществом не пропущен, так как о нарушении своего права оно узнало из актов сверки, составленных 29.01.2001 и 31.01.2001, ранее общество не могло определить наличие у него переплаты.

С выводами судов нельзя согласиться.

В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно пунктам 4 и 5 названной статьи Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.

Следовательно, как возврат, так и зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, подлежащих уплате.

Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.

По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Ссылка суда кассационной инстанции на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 21.06.2001 № 173-О, является необоснованной. В названном Определении имеется в виду применение общих правил исчисления срока исковой давности при рассмотрении исков о возврате из бюджета переплаченной суммы налога, а в данном случае предметом заявленных требований является оспаривание в суде законности ненормативного акта налоговой инспекции и ее бездействие.

Уплата страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, вследствие чего и образовалась переплата, производилась самим обществом до той даты, по состоянию на которую были составлены акты сверки, то есть до 01.01.2001.Следовательно, по состоянию на 01.01.2004 три года истекли и обществом пропущен срок обращения для зачета страховых взносов, поскольку заявления на производство зачета поданы обществом в налоговую инспекцию 13.01.2004.

Таким образом, у судов первой и кассационной инстанций отсутствовали правовые основания для признания незаконными решения налоговой инспекции об отказе в зачете излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ее бездействия в отношении излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 15.11.2004 по делу №А40-32267/04-90-373 Арбитражного суда города Москвы и Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.2005 по тому же делу отменить.

Обществу с ограниченной ответственностью «Энерджайзер» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными содержащегося в Письме от 19.05.2004№8962 Решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 5 по Центральному административному округу города Москвы об отказе в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и бездействия налоговой инспекции по заявлению общества о зачете излишне уплаченных страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также о ее обязании произвести зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей отказать.

Председательствующий

А. Иванов