Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А., Роженас О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России № 7 по Тюменской области Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области на решение от 27.07.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 11.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжикова О.Ю.) по делу № А70-5630/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Егоровой Ольги Сергеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области (626150, г.Тобольск, 10 мкр. стр. 50, ОГРН 1047200157091) об оспаривании сообщения о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области - Куликов С.В. по доверенности от 10.01.2012 № 04/12.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Егорова Ольга Сергеевна (далее - Предприниматель, налогоплательщик, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тюменской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным сообщения о невозможности рассмотрения заявления от 24.02.2011 о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Решением от 10.08.2011 Арбитражного суда Тюменской области заявленное требование удовлетворено. Сообщение о невозможности рассмотрения заявления от 24.02.2011 о переходе на упрощенную систему налогообложения, направленное письмом от 11.03.2011 № 08-77/003215 признано недействительным; на Инспекцию возложена обязанность по рассмотрению заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 24.02.2011 и информирования налогоплательщика о результатах его рассмотрения.
Постановлением от 11.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что действия налогового органа соответствуют нормам Налогового кодекса Российской Федерации и приказа Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель считает доводы Инспекции несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 11.02.2011 за основным государственным регистрационным номером 311723204200062, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области внесена соответствующая запись; Предприниматель поставлен на налоговый учет в Инспекцию ИНН 720607582383.
Получив документы о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, Предприниматель 24.02.2011 подал заявление в Инспекцию о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет.
Письмом от 11.03.2011 № 08-77/003215 Инспекция сообщила Предпринимателю о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, о чем к названному письму было приложено сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по причине нарушения срока подачи соответствующего заявления, установленного статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предприниматель полагая, что сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, оспорил его в судебном порядке.
Основанием для отказа в рассмотрении заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения послужил вывод налогового органа о нарушении Предпринимателем срока подачи заявления, установленного пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 18, 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, исходили, в том числе, из того, что срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не является пресекательным, поэтому нарушение заявителем срока его подачи не может являться основанием для отказа в рассмотрении такого заявления.
Данный вывод судов соответствует нормам действующего законодательства.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Предприниматель представил заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения после получения свидетельства о государственной регистрации и до истечения установленного статьей 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налогового или отчетного периода, то есть до возникновения у Предпринимателя обязанности исчислять и уплачивать данный налог.
Судами также установлено, что Предпринимателем при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения иные условия, установленные в статьях 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены. Данный вывод судов Инспекцией не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали, что в главе 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не оговорены последствия пропуска налогоплательщиком пятидневного срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения; кроме того, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь зарегистрированных организаций не является пресекательным.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о том, что заявление Предпринимателя о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть принято Инспекцией и рассмотрено.
Довод жалобы Инспекции о правомерности отказа в рассмотрении заявления Предпринимателя о переходе на упрощенную систему налогообложения основан только на утвержденной приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ форме сообщения о невозможности рассмотрения заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по причине нарушения сроков, установленных статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации праву налогоплательщика на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения корреспондирует обязанность налогового органа на его рассмотрение (пункт 2 статьи 22, подпункт 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации). Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (пункт 1 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации). Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов. Аналогичная правовая позиция о соотношении прав и обязанностей органов государственной власти и их должностных лиц сформулирована в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного судами обоснованно отклонен довод Инспекции о том, что оспариваемое сообщение не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. При этом суд исходил из того, что оспариваемое сообщение ставило Предпринимателя в известность, что его заявление не принято, следовательно, как правильно указал суд, Предприниматель не может быть уверен в соблюдении им порядка перехода на упрощенную систему налогообложения и возможности соблюдения им этого порядка при налогообложении.
Применение Предпринимателем упрощенной системы налогообложения не влияет на вывод судов о нарушении Инспекцией прав Предпринимателя оспариваемым сообщением, в связи с чем ссылка Инспекции на данное обстоятельство не принимается кассационной инстанцией как основание к отмене судебных актов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое сообщение Инспекции об отказе Предпринимателю в рассмотрении его заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения незаконным вследствие его несоответствия положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что, удовлетворив требование Предпринимателя о признании недействительным оспариваемого сообщения Инспекции, суд первой инстанции во исполнение требований пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно указал в резолютивной части решения на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав Предпринимателя. Данные указания в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.07.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-5630/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И. Перминова
Судьи
А. Кокшаров
О. Роженас