Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.
судей Назаровой А.М., Задворнова М.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Жаворонковой В.И. к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г. Стерлитамак о присвоении звания «Ветеран труда» по надзорной жалобе Жаворонковой В.И. об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 25 марта 2010 года, которым было отменено решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2009 года об удовлетворении исковых требований и принято новое решение об отказе в иске.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., выслушав объяснения представителя Жаворонковой В.И. - Якуповой Р.Д., поддержавшей доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Жаворонкова В.И. обратилась в суд с названным иском, мотивируя свои требования тем, что с 24 февраля 1977 года по настоящее время работает в профсоюзных органах на штатной должности главного бухгалтера <...>. В 2003 году она была награждена Почетной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) «За длительную и безупречную работу в профсоюзах» (постановление Исполнительного комитета Генерального совета от 28 января 2003 года № 1-17), а также в 2009 году - нагрудным знаком «За активную работу в профсоюзах» (постановление Исполнительного комитета Генерального совета от 21 апреля 2009 года № 3-20). В декабре 2004 года она обратилась в Управление труда и социальной защиты населения г. Стерлитамака с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» с предоставлением всех необходимых документов, но ей было разъяснено, что присвоение звания будет осуществлено по достижении пенсионного возраста. После достижения пенсионного возраста и получения соответствующего удостоверения, она вновь обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако письмом Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г. Стерлитамаку от 8 июля 2009 года № 1232-05 ей было сообщено об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что награждение осуществлялось не федеральными органами государственной власти. Жаворонкова В.И. просила признать действия ответчика незаконными, обязать учесть Почетную грамоту ФНПР «За длительную и безупречную работу в профсоюзах», нагрудный знак «За активную работу в профсоюзах» в качестве ведомственных наград, присвоить звание «Ветеран труда» с момента первого обращения 24 декабря 2004 года.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2009 года исковые требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 25 марта 2010 года указанное решение суда было отменено, принято новое решение об отказе в иске.
В надзорной жалобе Жаворонковой В.И., поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 25 марта 2010 года.
По результатам изучения доводов надзорной жалобы дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2011 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Жаворонкова В.И., представитель Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г. Стерлитамаку, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции, не явились. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав ответчика.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период работы в <...> постановлением Исполнительного комитета Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) № 1-17 от 28 января 2003 года Жаворонкова В.И. была награждена Почетной грамотой ФНПР «За длительную, безупречную работу в профсоюзах». От имени Исполнительного комитета Федерации Независимых Профсоюзов России Жаворонковой В.И. выдано удостоверение к нагрудному знаку ФНПР «За активную работу в профсоюзах».
Письмом Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г. Стерлитамаку от 8 июля 2009 года Жаворонковой В.И. сообщено об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что представленные на рассмотрение копии почетных грамот Президиума ЦК профсоюза работников государственных учреждений, Президиума ЦК профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, Федерации Независимых Профсоюзов России и копия удостоверения к нагрудному знаку «За активную работу в профсоюзах» не могут быть учтены при присвоении звания «Ветеран труда», так как награждение осуществлено не федеральными органами государственной власти.
Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ).
В силу статьи 7 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/38 «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил в Республике Башкортостан» ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами и (или) медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; а также награжденные в соответствии с законодательством Республики Башкортостан государственными наградами либо удостоенные почетных званий Республики Башкортостан и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 сентября 1997 года № 4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются, в частности, нагрудные знаки «За активную работу в профсоюзах», почетные грамоты ВЦСПС и ФНПР «За длительную безупречную работу в профсоюзах».
К ведомственным знакам отличия в труде также относятся: Почетная грамота ВЦСПС и ФНПР «За длительную, безупречную работу в профсоюзах» при условии, если награжденный состоял в штате и получал заработную плату в профорганах или в организациях и учреждениях, подведомственных профорганам; нагрудные знаки: «За активную работу в профсоюзах».
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Почетная грамота ВЦСПС И ФНПР «За длительную, безупречную работу в профсоюзах», удостоверение к нагрудному знаку ФНПР «За активную работу в профсоюзах» являются для истца ведомственными наградами, поскольку она длительное время работает в Стерлитамакской городской организации Башкортостана Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, в связи с чем имеются основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда».
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, суд кассационной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в иске, указал на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако данный пункт введен Федеральным законом от 19 декабря 2005 года № 163-ФЗ. Таким образом, полномочия по принятию решений о присвоении звания «Ветеран труда» на субъекты Российской Федерации, в том числе и на Управление труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан были возложены лишь в декабре 2005 года, в связи с чем нельзя возложить на них эту обязанность с 2004 года, как просила Жаворонкова В.И. в своем исковом заявлении.
Судебная коллегия находит выводы суда кассационной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 29 июня 2004 года, действовавшей на момент первоначального обращения истца за присвоением звания) было предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Президентом Российской Федерации.
Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года № 1270, было установлено, что звание «Ветеран труда» присваивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лица, претендующие на присвоение звания, подают в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения.
Обращаясь в суд с иском, Жаворонкова В.И. просила присвоить ей звание «Ветеран труда» с момента первоначального обращения в орган социальной защиты населения в 2004 году.
Действительно, в 2004 году полномочия по присвоению звания «Ветеран труда» были возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако при этом судом кассационной инстанции не было учтено, что Федеральным законом от 19 декабря 2005 года № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» данная норма Закона дополнена пунктом 4, предусматривающим, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года № 272 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил» звание «Ветеран труда» в Республике Башкортостан присваивается лицам, награжденным орденами и (или) медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При этом решение о присвоении звания «Ветеран труда» принимается управлением (отделом) труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по району (городу) Республики Башкортостан после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности, а получающим пенсию по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу) звание «Ветеран труда» присваивается при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Таким образом, в настоящее время полномочия по присвоению звания «Ветеран труда» возложены на управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по району (городу) Республики Башкортостан, в данном случае на ответчика.
Судебная коллегия полагает, что при повторном обращении истца за присвоением звания «Ветеран труда» ответчик имел полномочия для присвоения указанного звания, в связи с чем вывод суда кассационной инстанции об отсутствии у ответчика полномочий на присвоение звания «Ветеран труда», сделан без учета внесения изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что нельзя признать соответствующим требованиям закона.
Кроме того, Жаворонкова В.И. в исковом заявлении просила присвоить ей данное звание, начиная с 2004 года. Однако, отменяя решение суда первой инстанции в полном объеме и отказывая в удовлетворении требований, суд кассационной инстанции фактически лишил истца права на присвоение звания «Ветеран труда» после 2004 года.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 25 марта 2010 года незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав истицы. В связи с этим определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 25 марта 2010 года подлежит отмене, а решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2009 года оставлению в силе.
Руководствуясь ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 25 марта 2010 года отменить, оставить в силе решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2009 года.