Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего С.А. Мартыновой
судей А.А. Кокшарова
И.В. Перминовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А. Золотаревой рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.05.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по делу № А27-6665/2012 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (650991, г. Кемерово, ГСП-1, Советский пр., 74 «А», ИНН 4205168040 ОГРН 1084205020965) к обществу с ограниченной ответственностью «Углесервис» (650000, г. Кемерово, Советский пр-т, 7, ОГРН 1104205016409) о взыскании штрафа в размере 280 руб.
Судебное заседание, назначенное по ходатайству Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) на 23.10.2012 с применением систем видеоконференц-связи согласно статье 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проведено в обычном режиме в связи с неявкой представителей сторон в помещения Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа и Арбитражного суда Кемеровской области.
Суд
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Управление Пенсионного фонда, проверяющий орган) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Углесервис» (далее - ООО «Углесервис», Общество, страхователь) штрафа в размере 280 руб. за представление в установленные сроки недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за второе полугодие 2010 года на основании решения от 30.06.2011 № 909.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.05.2012 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 решение суда оставлено без изменения.
Управление Пенсионного фонда обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает, что индивидуальные сведения за отчетный период 2010 года были представлены ООО «Углесервис» по отчетной форме для представления сведений за 2009 год, тогда как данная форма была изменена и дополнена (изменения коснулись в части объема представляемых сведений). Следовательно, ООО «Углесервис» должно было сдавать индивидуальные сведения по новой утвержденной форме в соответствии с инструкцией по заполнению. Считает, что страхователь представил в Управление Пенсионного фонда недостоверные сведения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ООО «Углесервис» представлены в Управление Пенсионного фонда сведения о работающих застрахованных лицах, необходимые для целей персонифицированного учета за второе полугодие 2010 года; сведения представлены в установленный срок - 26.01.2011; в ходе сверки документов по личному составу выявлено, что сведения представлены по форме 2009 года СЗВ-6-1, тогда как следовало представить по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192-П «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».
Указанное нарушение зафиксировано Управлением Пенсионного фонда в акте от 24.05.2011 № 909, копия которого направлена Обществу почтой, и 30.06.2011 принято решение № 909 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям (за 2 полугодие 2010 года) в размере 280 руб. На основании данного решения Управлением Пенсионного фонда в адрес Общества выставлено требование от 26.07.2011 об уплате соответствующих штрафных санкций, неисполнение которого в установленный срок послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО «Углесервис» к ответственности.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражных судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон № 27-ФЗ.
Согласно статье 6 Закона № 27-ФЗ каждому лицу, застрахованному в системе обязательного пенсионного страхования, открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, на котором накапливаются отчисления, производимые либо страхователем, либо самим застрахованным лицом.
Для распределения отчислений, производимых страхователем в течение года, между застрахованными лицами, а также для проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями, последние представляют сведения о произведенных страховых взносах и страховом стаже в отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Перечень представляемых сведений и сроки их представления приведен в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Статьей 15 Закона № 27-ФЗ закреплена обязанность страхователя в установленный срок представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя, сведения о застрахованных лицах, определенных Законом от № 27-ФЗ.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом, как правомерно указали арбитражные суды обеих инстанций со ссылкой на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 года № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ», обязательным условием для применения штрафной санкции, предусмотренной данной нормой, является наличие события правонарушения, а именно факт непредставления в установленные сроки в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, тогда как формальный подход к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности, представляемых страхователями, недопустим. При этом любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
С учетом изложенных норм, арбитражные суды правомерно отметили, что вывод Управления Пенсионного фонда о недостоверности индивидуальных (персонифицированных) сведений, представленных ООО «Углесервис», основан только на несоответствии представленной формы документа, тогда как проверка указанных сведений должна производиться на основании документов согласно статье 11 Закона № 27-З.
В свою очередь, доказательств того, что Обществом были представлены иные недостоверные сведения, за исключением несоответствия представленных форм отчетности (СЗВ-4-2) установленным формам отчетности (СЗВ-6-,СЗВ-6-2), а также доказательств того, что несоответствие представленных форм отчетности отразилось каким-то образом на достоверности исчисленных страховых взносов, неточности в сведениях о стаже или повлекло за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов, Управлением Пенсионного фонда в материалы дела не представлено.
Арбитражные суды правомерно указали, что за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не влекущие за собой занижение суммы платежей, законом не предусмотрена ответственность.
В целом доводы кассационной жалобы аналогичны доводам заявления и апелляционной жалобы, были предметом полного и всестороннего рассмотрения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и им была дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов арбитражных судов кассационная инстанция не имеет.
Нарушений судами норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.05.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2012 по делу № А27-6665/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С. Мартынова
Судьи
А. Кокшаров
И. Перминова