Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 21.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Новожилова И.А.) и постановление от 25.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу № А27-16850/2013 по заявлению открытого акционерного общества «Кемеровская теплосетевая компания» (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 30, ОГРН 1122224002328, ИНН 4205243202) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650099, г. Кемерово, пр.Кузнецкий, 11, ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373) о признании недействительным решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Андуганова О.С.) в заседании участвовали представители:
от открытого акционерного общества «Кемеровская теплосетевая компания» - Борщенко П.А. по доверенности от 12.08.2013,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Наумов В.А. по доверенности от 24.09.2013 № 06-14/13.
Суд
установил:
открытое акционерное общество «Кемеровская теплосетевая компания» (далее - ОАО «Кемеровская теплосетевая компания», Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 02.08.2013 № 42152 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 22.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Решение Инспекции от 02.08.2013 № 42152 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» признано недействительным.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами положений статей 390, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, норм процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Инспекции несостоятельными, а судебные акты в обжалуемой части - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ОАО «Кемеровская теплосетевая компания» представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, по результатам проверки которой Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 21.05.2013 № 88627 и вынесено решение от 02.08.2013 № 42152 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 138 107 рублей. Указанным решением Обществу доначислен земельный налог в общей сумме 1 611 186 рублей и начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 98 540,03 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 25.09.2013 № 551 решение Инспекции от 02.08.2013 № 42152 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Основанием для доначисления земельного налога послужило неправомерное, по мнению Инспекции, занижение заявителем налоговой базы по земельному налогу за 2012 год вследствие занижения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:101037:144, 42:24:301014:571, 42:24:101051:190 в связи с тем, что решения об изменении вида разрешенного использования данных земельных участков, повлекшие изменение кадастровой стоимости земельных участков, и акты определения кадастровой стоимости данных земельных участков признаны незаконными.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу, что налогоплательщиком земельный налог за налоговый период 2012 год исчислен верно.
Данный вывод судов соответствует установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и законодательству о налогах и сборах.
Принимая решение, суды, руководствуясь положениями статей 387, 388 - 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2009 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», исходили из того, что налоговая база по земельному налогу должна определяться юридическим лицом на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета.
Судами установлено, что налогоплательщик в целях исчисления земельного налога за 2012 год применил сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:101037:144, 42:24:301014:571, 42:24:101051:190, которая по состоянию на 01.01.2012 составляла 10 050 027,48 рублей, 2 063 910,24 рублей, 9 097 410,24 рублей соответственно, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 27.12.2011 № 4200/001/11179728, от 27.12.2011 № 4200/001/11-179568, от 27.12.2011 № 4200/001/11-179878.
Инспекция, доначисляя земельный налог, исходила из сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012, предоставленных Росреестром по Кемеровской области по запросу налогового органа. Информация была предоставлена Росреестром с указанием кадастровой стоимости земельных участков исходя из их фактического вида разрешенного использования на основании решений судов, принятых по новым обстоятельствам. Несмотря на вступление в законную силу указанных решений в 2013 году, органами Росреестра было указано, что «новая» кадастровая стоимость имела место быть и по состоянию на 01.01.2012, так как решения судов по делам №№ А27-12207/2010, 12211/2010, 12212/2010 были исполнены органами Росреестра ретроспективно. Информация о ретроспективном исполнении решений судов подтверждена.
Так, с учетом того, что дела были пересмотрены по новым обстоятельствам, органами Росреестра указано:
- по делу № А27-12207/2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101051:190 по состоянию на 01.01.2011, 01.01.2012, 01.01.2013 составляет 86 778 668,08 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС) 5 367,31 руб. /кв. м, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520;
- по делу № А27-12211/2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 по состоянию на 01.01.2011 составляет 100 729 182,82 рублей, УПКС 5 675,91 руб. /кв. м, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520; по состоянию на 01.01.2012, 01.01.2013 составляет 101 377 428, 51 рублей, УПКС 5 675,91 руб. /кв. м, утвержденные актом определения кадастровой стоимости от 05.04.2011;
- по делу № А27-12212/2010 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301014:571 по состоянию на 01.01.2011 составляет 17 194 037,26 рублей, УПКС 4 689,56 руб. /кв. м, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 520; по состоянию на 01.01.2012, 01.01.2013 составляет 17 201 306, 08 рублей, УПКС 4 689, 56 руб. /кв. м, утвержденные актом определения кадастровой стоимости от 12.04.2011.
Таким образом, Росреестр по Кемеровской области в 2013 году после вступления в законную силу судебных актов по делам №№ А27-12207/2010, 12211/2010, 12212/2010 внес соответствующие изменения в государственный кадастровый реестр, в том числе по состоянию на 01.01.2012, исполнив судебные акты по названным делам путем внесения действительной кадастровой стоимости земельных участков без учета изменений вида разрешенного использования земельных участков, которые впоследствии были признаны незаконными
Из полученного от Росреестра ответа следует, что кадастровая стоимость земли по состоянию на 01.01.2011; 01.01.2012; 01.01.2013 составляет:
- по земельному участку 42:24:0101051:190-86 778 668,08 руб.;
- по земельному участку 42:24:0101037:144-101 377 428,51 руб.;
- по земельному участку 42:24:0301014:571-17 201 306,08 руб.
Именно этой стоимостью руководствовался налоговый орган при доначислении земельного налога за 2012 год в оспариваемом решении.
Учитывая, что судебные акты по названным делам вступили в законную силу в марте 2013 года, а налогоплательщик в целях исчисления земельного налога за 2012 год применил сведения о кадастровой стоимости земли, которые ему предоставил Росреестр по Кемеровской области до исполнения судебных актов по спорам о разрешенном виде использования по делам №№ А27-12207/2010, 12211/2010, 12212/2010 и которая не соответствует фактическому виду использования земельных участков в 2012 году, однако о данном обстоятельстве налогоплательщик узнал в ходе проведения проверки,
суды пришли к правильному выводу, что налогоплательщик исчислил верно земельный налог за налоговый период 2012 года, так как на начало налогового периода (01.01.2012) кадастровая стоимость спорных земельных участков значилась по сведениям кадастрового учета в размерах, примененных налогоплательщиком, и доказательств обратного налоговым органом в материалы дела не представлено.
При этом суды правильно учли, что в судебных актах, на которые ссылаются стороны, содержится вывод о незаконности решений органа кадастрового учета об изменении вида разрешенного использования земельных участков, однако отсутствует указание на недействительность решений с момента их принятия. Напротив, устанавливается обязанность органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости сведения об ином виде разрешенного использования.
Поскольку акты определения кадастровой стоимости земельных участков в части, касающихся спорных земельных участков, были признаны недействительными судебными актами, вступившими в законную силу только 07.03.2013 (дело № А27-12211/2010), 12.03.2013 (дела № А27-12212/2010, № А27-12207/2010), суды правильно указали, что сведения об изменении вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков не могли быть применены налогоплательщиком ранее указанных дат, то есть на 01.01.2012.
Ссылка Инспекции на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 29.05.2012 № 16485/11, № 14503/11, № 12919/11 была предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонена как не свидетельствующая о неверном применении судом норм материального права.
Выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в данном конкретном деле, и не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора; всем доводам, заявленным как налогоплательщиком, так и налоговым органом дана надлежащая правовая оценка, соответствующая обстоятельствам дела; правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.01.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-16850/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И. Перминова
Судьи
А. Бурова
Г. Чапаева