Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2016 по делу № А60-40533/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество «Уральский научно-технологический комплекс» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 1, 3, 5 решения управления от 27.07.2016 № 075V12160000132.
Решением суда от 16.12.2016 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 (судьи Савельева Н.М., Васильева Е.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель жалобы указывает на то, что отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ); в силу п. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 указанного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного закона; с 2011 года объектом обложения страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной формах, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе, как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем; в ч. 1 п. 11 ст. 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период; поскольку в проверяемом периоде общество выплатило работникам материальную помощь в сумме 5499 руб. 09 коп., следовательно, спорная выплата является объектом обложения страховыми взносами и подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Управление, ссылаясь на п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, согласно которому не являются объектом обложения страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщика страховых взносов физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельствам в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, в связи со смертью члена его семьи, работникам при рождении ребенка, считает, что материальная помощь, выплачиваемая работодателем по другим основаниям, подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Заявитель жалобы указывает на то, что суммы оплат санаторно-курортных путевок работников общества, производимые в рамках трудовых отношений, не предусмотрены перечнем выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленных ст. 9 Закона № 212-ФЗ; в соответствии с письмами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.03.2010 № 599-19 и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2014 № 17-3/ООГ-82 не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты, производимые в пользу лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, например членам семьи работников; оплата санаторно-курортных путевок производилась работникам общества, в связи с чем указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
Фонд считает, что подлежат обложению страховыми взносами выплаты компенсационного характера за разъездной характер работы, поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат; один вид компенсационных выплат определен ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что заработная плата состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера, при этом компенсации в смысле ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей, и подлежат обложению страховыми взносами; выплата таких компенсаций не требует какого-либо документального подтверждения; основанием для их начисления являются положения коллективного или трудового договора, в котором предусмотрен разъездной характер работы и установлен фиксированный размер надбавок, не зависящий от фактически понесенных расходов; второй вид компенсационных выплат предусмотрен ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей; указанные выплаты не входят в систему оплаты труда, они являются компенсацией затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей; исходя из положений ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются; согласно ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя; порядок и размеры возмещения указанных расходов, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными актами; размер и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором; исходя из положений ст. 164 и 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации должны быть направлены именно на возмещение работникам понесенных расходов и в отличие от надбавок за разъездной характер работы, компенсации, подлежащие выплате по этому основанию, требуют документального подтверждения; Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 30.09.2014 № 17-4/В-462 указывает на то, что в случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы выплат в пользу сотрудников не могут признаваться компенсационными в связи с разъездным характером работы, поскольку теряется непосредственно компенсационный характер таких денежных выплат и они должны рассматриваться как выплаты в рамках трудовых отношений и подлежать обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке независимо от их размеров, определенных в коллективном договоре или локальном нормативном акте; работникам общества была установлена доплата за выполнение однодневных командировок для автотранспортного отдела и отдела материально-технического снабжения в размере 150 руб. за один день нахождения в поездке, при этом документов, указывающих какие конкретно расходы несли работники, не представлено, разъездной характер работы закреплен в трудовых договорах работников, размер доплаты установлен и не зависит от фактически понесенных расходов, то есть такие выплаты являются составной частью заработной платы, как доплата за работу в условиях, отличных от нормальных и подлежат обложению страховыми взносами.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и достоверности представленных работодателем сведений о заработке застрахованных лиц за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 фондом составлен акт от 05.07.2016 № 075V10160002233 и вынесено решение от 27.07.2016 № 075V12160000132, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде наложения штрафа в сумме 30 659 руб. 76 коп. за неполную уплату страховых взносов, ему доначислены страховые взносы в сумме 153 298 руб. 76 коп., начислены пени в сумме 34 888 руб. 21 коп.
Полагая, что оспариваемое решение в части п. 1, 3, 5 нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что у фонда отсутствовали правовые основания для начисления обществу страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ (действующего в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.
В ст. 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под заработной платой (оплата труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судами установлено, что обществом в объект обложения страховых взносов не включена выплата «компенсация стоимости путевок и лечения», а именно оплата санаторно-курортных путевок и лечения в сумме 491 319 руб. 85 коп., а также в 2014 году сумма материальной помощи, превышающая 4000 руб. на одного работника за календарный год, в размере 5499 руб. 09 коп.; оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и материальную помощь предусмотрена в коллективном договоре от 25.05.2012 общества: оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников произведена на основании п. 8.2 коллективного договора, материальная помощь - в соответствии с п. 8.5 - 8.8 коллективного договора.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных указанным кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.
Вместе с тем в силу ст. 167 и 168 Трудового кодекса Российской Федерации работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
На основании ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой данной статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Суды в части выплат работникам общества в 2014 году по виду оплаты «доплата за многодневные междугородние переезды», в 2015 году по виду оплаты «компенсация за разъездной характер работы», установив, что приказом от 01.09.2014 № 76 в обществе утвержден список сотрудников с разъездным характером работы, к числу которых отнесены экономист по материально-техническому снабжению, грузчик, водитель грузового автомобиля до 5 т, водитель грузового автомобиля до 7 т, водитель грузового автомобиля до 10 т, водитель легковых и грузопассажирских автомобилей, водитель автобуса, с компенсацией за разъездной характер работы 150 руб. за каждую однодневную поездку, пришли к выводу о том, что спорные выплаты по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, производятся вне зависимости от трудового результата, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат работников общества, постоянная работа которых имеет разъездной характер, поэтому основания для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов отсутствуют; доказательств того, что спорные выплаты работникам являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений, носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, не представлено.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2016 по делу № А60-40533/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Н.Н.СУХАНОВА