Определение по делу № А46-9491/2016

Верховный Суд РФ определение от 01.12.2017 № 304-КГ17-11378
| судебные решения | печать

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибпрофинструмент» (г. Омск) на решение Арбитражного суда Омской области от 05.10.2016 по делу № А46-9491/2016, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибпрофинструмент» (далее - заявитель, общество) о признании незаконным решения Омской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 22.04.2016 № 10610080/190316/0003678 о корректировке таможенной стоимости товара по декларации таможенной стоимости,

установил:

решением Арбитражного суда Омской области от 05.10.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2017 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Сведения, указанные в пункте 2 статьи 65 ТК ТС, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).

Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 статьи 65 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее - Соглашение) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения, применяемыми последовательно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 ТК ТС и главой 8 ТК ТС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Соглашения, пунктом 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Декларирование таможенной стоимости осуществляется в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее - Порядок декларирования таможенной стоимости). Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, которые должны быть представлены декларантом, содержится в приложении № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости.

Судами установлено, что таможенная стоимость товаров определена заявителем с использованием метода 1 по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 4 Соглашения.

В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара декларантом при таможенном декларировании представлен в электронном виде ряд документов.

В ходе проведения анализа представленных документов и сведений по декларируемой поставке таможней установлено, что документы и сведения, представленные заявителем согласно решению о проведении дополнительной проверки от 20.03.2016, не устранили основания для ее проведения, что и явилось основанием для вынесения оспариваемого решения.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее - Постановление Пленума № 18) разъяснено, что рассматривая споры о правомерности корректировки таможенной стоимости, произведенной в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 ТК ТС решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.

Ввиду того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа (пункты 8, 9 настоящего постановления). В частности, новые доказательства могут быть приняты судом, если со стороны таможенного органа декларанту не была обеспечена возможность устранения сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума № 18 от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и пункта 3 статьи 69 Кодекса разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота. В данном случае от декларанта разумно было ожидать предоставления доказательств, подтверждающих условия предоставления скидки, а также объясняющих расхождения между документами и фактическими обстоятельствами осуществления оплаты за товары.

На основании изложенного, документы, представленные заявителем в судебное заседание (спецификация от 26.02.2016 № 1608509, экспортная декларация) без доказательств невозможности представления их в таможенный орган в подтверждение достоверности заявленной таможенной стоимости, правомерно не приняты судом первой инстанции, так как заявителем не была доказана невозможность их предоставления таможенному органу.

Кроме того, таможенный орган пришел к правомерному выводу о том, что таможенная стоимость товаров должна быть определена в соответствии со статьей 10 Соглашения (резервный метод на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами с применением в качестве базовой цены товаров, цены, указанной в прайс-листе от 01.01.2014), о чем указано в решении о корректировке таможенной стоимости, поскольку применение иных методов определения таможенной стоимости в настоящем случае объективно невозможно, что было доказано таможней в судах первой и апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.В.ПАВЛОВА