Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Александрове В.О.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калачева Евгения Борисовича о признании недействующим абзаца пятого пункта 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 153, установил:
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 153 утвержден указанный Административный регламент. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 19 февраля 2007 г. № 8960 и официально опубликован в «Российской газете», № 51, 14 марта 2007 г.
Абзацем пятым пункта 14.6 Административного регламента установлено, что на автотранспортное средство может быть выдана только одна выписка из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионная карточка).
Заявитель указал, что оспариваемое положение противоречит пункту 12 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. № 637 (далее — Положение), нарушает права лицензиатов на получение дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), и является незаконным, т.к. налагает на него не предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон) и Положением незаконные ограничения по выдаче выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) на принадлежащие ему на законном основании транспортные средства, используемые для перевозок пассажиров.
В судебное заседание Калачев Е.Б. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представители заявителя Варицкий Е.Б. и Заборский Ю.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации Тонких С.Р. и Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П. с предъявленными требованиями не согласились, просили оставить их без удовлетворения и пояснили, что Административный регламент принят в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, оспариваемое положение абзаца пятого пункта 14.6 Административного регламента не противоречит Федеральному закону и Положению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей заявление удовлетворить, суд находит, что заявление Калачева Е.Б. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 697 (в редакции от 11.11.2005 пункт 7) административные регламенты, разработанные федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, а также государственными внебюджетными фондами, координацию деятельности которых осуществляет федеральное министерство, утверждаются в установленном порядке федеральным министром по представлению руководителей соответствующих федеральных служб, федеральных агентств и государственных внебюджетных фондов.
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. 395, является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Следовательно, оспариваемый Административный регламент разработан и утвержден Министерством транспорта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий.
Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции — лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (пункт 1).
Подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона установлено, что деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона).
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, определен в Положении, в соответствии с которым одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности (пункт 11).
Таким образом, лицензионная карточка является документом, подтверждающим наличие лицензии, и удостоверяет право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок на конкретном транспортном средстве.
Лицензионная карточка согласно пункту 13 Положения подлежит возврату лицензиатом в лицензирующий орган на время приостановления действия лицензии, при аннулировании лицензии, а также в случае выведения транспортного средства из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров.
При этом Положением не установлена ответственность за невыполнение лицензиатом требования о возврате лицензионной карточки, а также запрет на использование данного транспортного средства для перевозки пассажиров другим лицензиатом, имеющим лицензию и владеющим данным транспортным средством на законном основании.
Согласно пункту 12 Положения при изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 6 данного Положения, а именно: копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию; копии талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации. В этом случае выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионные карточки), выдаются в течение 10 дней с даты подачи заявления.
Требование о предоставлении лицензиатом иных документов для получения лицензионных карточек, а также отказ в выдаче лицензионных карточек в случае невозврата прежним лицензиатом лицензионных карточек, выданных на это транспортное средство, Положением о лицензировании не предусмотрено.
Оспариваемый абзац пятый пункта 14.6 Административного регламента предусматривает выдачу только одной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионная карточка) на автотранспортное средство.
Из содержания оспариваемой нормы не усматривается однозначное ее толкование.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Тонких С.Р. пояснила суду, что оспариваемую норму следует понимать таким образом, что на одно автотранспортное средство может быть выдана только одна лицензионная карточка, независимо от наличия права другого лицензиата на предполагаемое к использованию для перевозки пассажиров транспортное средство.
По смыслу, придаваемому оспариваемому нормативному положению правоприменительной практикой, лицензиату может быть отказано в выдаче лицензионной карточки только на том основании, что другой лицензиат не возвратил свою лицензионную карточку на это автотранспортное средство.
Применение оспариваемой нормы фактически ставит право лицензиата на занятие лицензионным видом деятельности в зависимость от исполнения лицензионного условия по возврату лицензионной карточки другим лицензиатом, что также не основано ни на Положении, ни на Федеральном законе.
Кроме того, содержание оспариваемой нормы предполагает наличие права только одного лицензиата на использование конкретного транспортного средства для перевозки пассажиров, что также не основано на приведенных вышестоящих нормативно-правовых актах и противоречит нормам Гражданского кодекса РФ.
Так, лицензиат, являющийся собственником автотранспортного средства, в нарушение статьи 209 ГК РФ будет лишен возможности использовать автотранспортное средство для перевозки пассажиров, если предыдущий лицензиат не возвратит свою лицензионную карточку в лицензирующий орган.
При совместной собственности лицензиатов на одно автотранспортное средство в нарушение статьи 253 ГК РФ каждый из них по обоюдному соглашению не сможет использовать автотранспортное средство для перевозки пассажиров, пока кто-либо из них не возвратит свою лицензионную карточку в лицензирующий орган.
Между тем, согласно пункту 2 статьи 49 ГК РФ, юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Из изложенного следует, что положение абзаца пятого пункта 14.6 Административного регламента противоречит федеральному законодательству и необоснованно ограничивает право лицензиата на занятие лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Калачева Евгения Борисовича — удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения в законную силу абзац пятый пункта 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 153.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.