Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120; № 33, ст. 3348; 2001, № 1, ст. 2; № 53, ст. 5030; 2002, № 7, ст. 631; № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517; № 30, ст. 3029; № 52, ст. 5132; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; № 50, ст. 4855; № 52, ст. 5038; 2004, № 10, ст. 835; № 27, ст. 2714; № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1752; № 30, ст. 3103, 3111; 2006, № 1, ст. 10; № 12, ст. 1235; № 29, ст. 3122; № 45, ст. 4627; № 50, ст. 5285; 2007, № 1, ст. 5, 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 834, 838; № 17, ст. 1932; № 27, ст. 3213, 3215; № 30, ст. 3808; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070, 6074; 2008, № 9, ст. 813; № 17, ст. 1757; № 30, ст. 3616; № 44, ст. 4986; № 52, ст. 6236, 6241; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 29, ст. 3585) следующие изменения:
1) в статье 9:
а) пункт 62 дополнить словами ", обязательные при реализации такой образовательной программы";
б) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры), к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями и научными организациями.";
2) в статье 12:
а) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Государственный статус (тип и вид) образовательного учреждения устанавливается (подтверждается) при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Тип и вид дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей устанавливаются учредителем (учредителями).";
б) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей), утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации.";
3) в статье 27:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Образовательное учреждение (научная организация), имеющее государственную аккредитацию, выдает по реализуемым им аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет такие документы печатью образовательного учреждения, не содержащей изображения Государственного герба Российской Федерации.";
б) дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Сведения о выданных документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях вносятся в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, который формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, в целях информационно-технологического обеспечения проверки подлинности таких документов.
Образовательное учреждение (научная организация), осуществляющее выдачу документов государственного образца об образовании, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выдачу документов об ученых степенях, ученых званиях, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных ими документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Сведения о документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, содержащиеся в указанном федеральном реестре, безвозмездно предоставляются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Перечень сведений, включаемых в федеральный реестр документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, и порядок формирования и ведения указанного федерального реестра устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
4) дополнить статьей 271 следующего содержания:
Статья 271. Подтверждение документов об образовании, об ученых степенях и ученых званиях
1. Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
2. Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется по заявлениям граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Подтверждение документа государственного образца об образовании, об ученой степени или ученом звании осуществляется путем проставления на него апостиля.
4. Порядок подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. За проставление апостиля на документе государственного образца об образовании, об ученой степени или ученом звании заявителем уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
6. В целях информационно-технологического обеспечения подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, формирует и ведет федеральную базу данных об апостилях, проставленных на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, представляют сведения о проставленных ими апостилях для размещения в федеральной базе данных и безвозмездно получают сведения, содержащиеся в федеральной базе данных.
Перечень сведений, включаемых в федеральную базу данных об апостилях, проставленных на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, и порядок формирования и ведения указанной федеральной базы данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
5) в статье 28:
а) подпункт 14 изложить в следующей редакции:
"14) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований, определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, формирование и ведение федерального реестра таких документов и федеральной базы данных об апостилях, проставленных на таких документах, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности таких документов;";
б) подпункт 21 изложить в следующей редакции:
"21) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями и научными организациями, указанными в подпункте 24 настоящей статьи, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям, научным организациям, учредителям указанных учреждений и организаций и в соответствующие органы исполнительной власти, контроль за исполнением предписаний;";
в) подпункт 23 изложить в следующей редакции:
"23) государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях и научных организациях, указанных в подпункте 24 настоящей статьи, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям, научным организациям и учредителям указанных учреждений и организаций, контроль за исполнением предписаний;";
г) в подпункте 24:
абзацы первый - третий изложить в следующей редакции:
"24) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация:
высших учебных заведений;
образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования, научных организаций;";
в абзаце шестом слова "и их филиалов по всем реализуемым ими образовательным программам" исключить;
д) дополнить подпунктом 241 следующего содержания:
"241) формирование, ведение и обеспечение использования федеральной информационной системы государственной аккредитации, содержащей сведения о деятельности имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений и научных организаций, указанных в подпункте 24 настоящей статьи;";
6) в статье 281:
а) пункты 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"1. К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:
1) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 21 статьи 28 настоящего Закона), организациями, образовательные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям, организациям, образовательные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, учредителям указанных учреждений и организаций и в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, контроль за исполнением предписаний;
2) государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, за исключением указанных в подпункте 23 статьи 28 настоящего Закона полномочий федеральных органов государственной власти по государственному контролю качества образования, принятие мер по устранению нарушений, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и их учредителям, контроль за исполнением предписаний;
3) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением указанных в подпункте 24 статьи 28 настоящего Закона полномочий федеральных органов государственной власти, лицензирование образовательной деятельности расположенных на территории субъекта Российской Федерации организаций, образовательные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности указанных аккредитованных образовательных учреждений;
4) подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
2. Финансовое обеспечение переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, за исключением полномочий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета и средств, поступивших от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Общий объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации, исходя из:
1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации;
2) количества образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых полномочия по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и по контролю качества образования переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) количества образовательных учреждений и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых полномочия по лицензированию переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.";
б) дополнить пунктом 10 следующего содержания:
"10. Финансовое обеспечение осуществления переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется за счет средств, поступивших от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.";
7) в статье 32:
а) в пункте 2:
подпункт 3 дополнить словами ", а также отчета о результатах самообследования";
абзац второй подпункта 5 изложить в следующей редакции:
"Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. Порядок использования дистанционных образовательных технологий, включая требования к условиям осуществления образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;";
дополнить подпунктами 24 и 25 следующего содержания:
"24) обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении;
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.";
б) дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4. Образовательные учреждения обеспечивают открытость и доступность:
1) сведений о:
а) дате создания образовательного учреждения;
б) структуре образовательного учреждения;
в) реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
г) образовательных стандартах и требованиях, самостоятельно устанавливаемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии);
д) персональном составе педагогических кадров с указанием уровня образования и квалификации;
е) материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания и медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);
ж) электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
з) направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее проведения (для образовательных учреждений высшего профессионального образования);
и) результатах зачисления по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по различным условиям приема (на места, финансируемые за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего профессионального образования);
к) наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий и иных видов материальной поддержки;
л) поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
2) фотокопий:
а) документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
б) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
в) утвержденного в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;
3) отчета о результатах самообследования, включая результаты внутренней оценки качества образования в образовательном учреждении;
4) порядка оказания платных образовательных услуг, включая образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;
5) сведений, указанных в пункте 32 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
5. Информация и документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет и периодическому обновлению (в течение месяца со дня внесения соответствующих изменений).";
8) статью 33 изложить в следующей редакции:
"Статья 33. Лицензирование образовательной деятельности
1. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Лицензированию подлежит образовательная деятельность юридических лиц по реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, а также по реализации программ профессиональной подготовки.
3. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования (далее - лицензирующий орган).
5. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) действует бессрочно.
6. Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение (приложения), являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах, программах профессиональной подготовки (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки - с указанием направлений подготовки, специальностей, профессий, квалификаций), реализация которых разрешается лицензией, а также иные сведения, предусматриваемые положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
Наименование и место нахождения филиала лицензиата, сведения об образовательных программах, программах профессиональной подготовки (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки - с указанием направлений подготовки, специальностей, профессий, квалификаций), реализация которых разрешается лицензией в филиале, указываются в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.
Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, и форма приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
7. При ликвидации лицензиата или прекращении его деятельности в результате реорганизации в форме слияния, разделения или присоединения к другому юридическому лицу действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации.
8. Образовательное учреждение (научная или иная организация), возникшее в результате реорганизации в форме разделения или выделения из состава юридического лица, обращается в лицензирующий орган в качестве соискателя лицензии.
9. Документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется лицензирующим органом в следующих случаях:
1) необходимость дополнения документа, подтверждающего наличие лицензии (приложения к такому документу), сведениями о филиалах лицензиата, и (или) адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) образовательных программах, программах профессиональной подготовки; изменение места нахождения лицензиата;
2) возникновение образовательного учреждения (научной или иной организации) в результате реорганизации в форме слияния, реорганизация лицензиата путем присоединения к нему юридического лица;
3) изменение наименования лицензиата (в том числе в результате его реорганизации, создание образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения, изменение государственного статуса образовательного учреждения);
4) прекращение реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, прекращение осуществления образовательной деятельности в филиале или по адресу места ее осуществления;
5) изменение наименований образовательных программ, программ профессиональной подготовки, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.
10. В зависимости от основания переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, его переоформление осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
11. При рассмотрении вопроса о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 9 настоящей статьи, лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о лицензиате, содержащихся в представленных лицензиатом заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий и принимает решение о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и документов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также настоящим Законом и положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
12. В целях обеспечения ведения образовательной деятельности реорганизованным образовательным учреждением (научной или иной организацией) лицензирующий орган предоставляет временную лицензию, срок действия которой составляет один год:
образовательному учреждению (научной или иной организации), возникшему в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения из состава юридического лица;
лицензиату, реорганизованному в форме присоединения к нему иного образовательного учреждения (научной или иной организации, имеющей лицензию), в части образовательной деятельности, осуществлявшейся в присоединенном образовательном учреждении (научной или иной организации).
Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления соискателя лицензии (лицензиата) о предоставлении временной лицензии и документа, подтверждающего факт реорганизации, соответствующих требованиям, установленным настоящим Законом и положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
13. Для получения лицензии (временной лицензии) или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, соискатель лицензии (лицензиат) представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии (временной лицензии) или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в котором указываются:
сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
перечень образовательных программ, программ профессиональной подготовки, по которым соискатель лицензии (лицензиат) планирует осуществлять образовательную деятельность по месту нахождения, и (или) перечень образовательных программ, программ профессиональной подготовки, по которым соискатель лицензии (лицензиат) планирует осуществлять образовательную деятельность в филиалах (отдельно по каждому филиалу) (для получения лицензии (временной лицензии), переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 9 настоящей статьи);
сведения о прекращении реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, прекращении осуществления образовательной деятельности в филиале или по адресу места ее осуществления (для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 9 настоящей статьи);
перечень указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, образовательных программ, программ профессиональной подготовки, наименования которых изменены (для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 5 пункта 9 настоящей статьи).
При возникновении образовательного учреждения (научной или иной организации) в результате реорганизации в форме слияния, при реорганизации лицензиата путем присоединения к нему юридического лица переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется на основании лицензий, действовавших до реорганизации соответствующих юридических лиц.
К заявлениям о предоставлении лицензии (временной лицензии) и о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, прилагаются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, а также иные документы, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
Формы заявлений о предоставлении лицензии (временной лицензии) и о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, а также формы документов, прилагаемые к заявлениям, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
14. Лицензирующий орган отказывает соискателю лицензии (лицензиату) в принятии документов к рассмотрению по существу в следующих случаях:
1) лицензирование соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии с настоящим Законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) соискатель лицензии (лицензиат) заявил к лицензированию образовательную деятельность по образовательным программам, которые он в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования не вправе реализовывать.
15. В случае представления соискателем лицензии (лицензиатом) не всех необходимых для получения лицензии документов и (или) неправильно оформленных и (или) заполненных документов лицензирующий орган запрашивает у соискателя лицензии (лицензиата) необходимые документы в порядке, установленном положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
16. Основанием для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 9 настоящей статьи, является:
1) наличие в документах, представленных лицензиатом, недостоверной информации;
2) несоответствие условий осуществления образовательной деятельности, в том числе в части принадлежащих лицензиату или используемых им объектов, лицензионным требованиям и условиям.
17. В процессе рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии (переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии) лицензирующий орган осуществляет межведомственное взаимодействие с другими органами исполнительной власти, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии (лицензиатом). Указанные органы исполнительной власти представляют сведения о соискателе лицензии (лицензиате) по запросу лицензирующего органа в срок, не превышающий 15 дней.
18. Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, путем проведения плановых и внеплановых проверок.
К проведению таких проверок привлекаются эксперты в порядке, установленном положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
19. Через один год после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения проверок.
20. В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган направляет лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения и (или) о привлечении должностного лица лицензиата к дисциплинарной ответственности. В предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
21. Лицензиат и (или) его учредитель представляет в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения об исполнении предписания.
В случае неисполнения предписания (если отчет об исполнении предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного в предписании, или представленный отчет не подтверждает исполнения предписания в установленный срок) лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или частично (по отдельным образовательным программам, программам профессиональной подготовки, в отношении образовательной деятельности филиала, места осуществления образовательной деятельности) на срок, не превышающий шести месяцев (с внесением соответствующей записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии).
При представлении лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии сведений (включая соответствующие документы), подтверждающих выполнение требований, указанных в предписании, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.
В случае, если такие сведения не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии либо если представленные сведения не подтверждают выполнение требований, указанных в предписании, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
22. Взаимодействие между соискателем лицензии (лицензиатом) и лицензирующим органом, включая представление соискателем лицензии (лицензиатом) заявления и необходимых документов, осуществляется в письменной форме или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
23. Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается Правительством Российской Федерации.";
9) дополнить статьей 331 следующего содержания:
"Статья 331. Государственная аккредитация образовательных учреждений и научных организаций
1. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), и соответствующих образовательных программ.
Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также, если иное не установлено федеральными законами, установление (подтверждение) его государственного статуса.
2. Научная организация проходит государственную аккредитацию реализуемых ею образовательных программ послевузовского профессионального образования и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым установлены федеральные государственные требования, в целях подтверждения соответствия качества образования по таким программам федеральным государственным требованиям.
3. Государственная аккредитация образовательной программы проводится при наличии в реализующем ее образовательном учреждении (научной организации) и (или) филиале обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.
Государственная аккредитация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по уровням (ступеням) общего образования.
Государственная аккредитация основных профессиональных образовательных программ проводится по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым относятся заявленные к государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).
4. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Государственная аккредитация образовательного учреждения (научной организации) проводится соответствующим аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
6. Аккредитационный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственную аккредитацию образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территории иных субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии с аккредитационными органами субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены такие филиалы.
7. Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением (научной организацией) самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.
Правила проведения образовательным учреждением (научной организацией) самообследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
8. Для проведения государственной аккредитации образовательное учреждение (научная организация) представляют в аккредитационный орган заявление о государственной аккредитации с приложением необходимых для проведения государственной аккредитации документов, перечень которых устанавливается положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.
Образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, научные организации заявляют к государственной аккредитации все реализуемые в них и (или) их филиалах основные профессиональные образовательные программы, относящиеся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)) и отвечающие условию наличия обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.
Формы заявления и документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
9. Государственная аккредитация образовательных учреждений (научных организаций) проводится по результатам аккредитационной экспертизы. Аккредитационная экспертиза основывается на принципах независимости экспертов, объективности, ответственности экспертов за проведение и качество экспертизы.
10. При государственной аккредитации образовательных учреждений проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:
1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;
2) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида.
11. Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида, проводится по образовательному учреждению в целом, включая его филиалы.
12. При государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых научной организацией, проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников научной организации по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям.
13. Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, создаваемой аккредитационным органом.
В состав комиссии включаются эксперты по проведению государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций.
Экспертом является физическое лицо, обладающее специальными знаниями по предмету аккредитационной экспертизы, имеющее высшее профессиональное образование и опыт работы в сфере образования или управления не менее трех лет, отвечающее квалификационным требованиям к экспертам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и включенное в установленном порядке в реестр экспертов по результатам аттестации. Аттестация эксперта проводится не реже одного раза в пять лет.
Формирование и ведение реестра экспертов осуществляется аккредитационным органом.
Порядок отбора экспертов и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы, включая порядок формирования реестра экспертов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При проведении экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в результатах аккредитационной экспертизы.
14. Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе. Мнение эксперта, отличное от решения комиссии, выраженное в письменной форме, приобщается к заключению комиссии.
15. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, включая заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети Интернет.
16. Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа. В состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных и государственно-общественных объединений. При проведении государственной аккредитации образовательных учреждений (научных организаций) по профессиональным образовательным программам в состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются также представители объединений работодателей.
Решение коллегиального органа имеет рекомендательный характер для аккредитационного органа.
17. Решение аккредитационного органа о государственной аккредитации основных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым установлены федеральные государственные требования, принимается в отношении каждой заявленной к государственной аккредитации образовательной программы.
18. Решение аккредитационного органа о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ принимается в отношении укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные к государственной аккредитации образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)) в целом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования.
19. При рассмотрении вопроса о государственной аккредитации образовательных программ аккредитационный орган принимает отдельное решение по образовательной программе (укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, к которой относятся заявленные к государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)), реализуемой образовательным учреждением (научной организацией) и каждым из его филиалов.
20. Принятие решения аккредитационного органа о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня поступления заявления образовательного учреждения (научной организации) о государственной аккредитации и необходимых документов, соответствующих требованиям, установленным настоящим Законом и положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.
21. При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или решения о государственной аккредитации реализуемых научной организацией образовательных программ соответствующему образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
1) для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации - шесть лет;
2) для иного образовательного учреждения - двенадцать лет.
22. Форма свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
23. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения (научной организации) на выдачу в установленном порядке своим выпускникам, обучавшимся по аккредитованным образовательным программам, документа государственного образца об образовании и (или) квалификации.
Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает, что все реализуемые аккредитованным образовательным учреждением (научной организацией) и (или) филиалом аккредитованного образовательного учреждения (научной организации) в соответствии с лицензией основные профессиональные образовательные программы, относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)), являются аккредитованными.
24. В случае установления образовательному учреждению при государственной аккредитации государственного статуса, требующего изменения его наименования, ему выдается временное свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет один год. Свидетельство о государственной аккредитации выдается такому образовательному учреждению на основании заявления и документов, подтверждающих приведение его наименования в соответствие с установленным государственным статусом.
25. При ликвидации образовательного учреждения (научной организации) или прекращении его деятельности в результате его реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу действие свидетельства о государственной аккредитации прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица или о прекращении его деятельности в результате реорганизации.
Образовательному учреждению (научной организации), возникшему в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения из состава юридического лица, на основании его заявления и документа, подтверждающего факт реорганизации, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации.
Аккредитованному образовательному учреждению (научной организации), реорганизованному в форме присоединения к нему другого аккредитованного образовательного учреждения (научной организации), выдается временное приложение к свидетельству о государственной аккредитации в части ранее аккредитованных образовательных программ, реализация которых осуществлялась присоединенным образовательным учреждением (научной организацией).
Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации (временного приложения к свидетельству о государственной аккредитации) составляет один год.
Рассмотрение вопроса о государственной аккредитации образовательного учреждения (научной организации), возникшего в результате реорганизации в форме слияния, разделения, выделения из состава юридического лица, а также вопроса о государственной аккредитации образовательного учреждения (научной организации), реорганизованного в форме присоединения к нему другого аккредитованного образовательного учреждения (научной организации), осуществляется в соответствии с настоящей статьей.
26. Свидетельство о государственной аккредитации переоформляется аккредитационным органом на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации:
1) при изменении наименования образовательного учреждения (научной организации), в том числе в результате его реорганизации, при создании образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного либо муниципального образовательного учреждения или места нахождения образовательного учреждения (научной организации);
2) при государственной аккредитации реализуемых образовательным учреждением (научной организацией) неаккредитованных образовательных программ в период действия свидетельства о государственной аккредитации;
3) при установлении иного государственного статуса образовательного учреждения в период действия свидетельства о государственной аккредитации.
27. В случае утраты или порчи свидетельства о государственной аккредитации образовательному учреждению (научной организации) выдается дубликат свидетельства о государственной аккредитации.
28. Для получения временного свидетельства о государственной аккредитации (временного приложения к свидетельству о государственной аккредитации), переоформления свидетельства о государственной аккредитации в случае изменения наименования или места нахождения образовательного учреждения (научной организации), а также для получения дубликата свидетельства о государственной аккредитации образовательное учреждение (научная организация) представляет в аккредитационный орган соответствующее заявление с приложением засвидетельствованных в установленном порядке копий учредительных документов.
Для переоформления свидетельства о государственной аккредитации в период его действия в случае государственной аккредитации реализуемых образовательным учреждением (научной организацией) неаккредитованных образовательных программ либо в случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения образовательное учреждение (научная организация) представляет в аккредитационный орган соответствующее заявление с приложением необходимых документов, перечень которых устанавливается положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.
Формы заявлений о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации (временного приложения к свидетельству о государственной аккредитации) и о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в период его действия в случае государственной аккредитации неаккредитованных образовательных программ либо в случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения проводится соответствующая аккредитационная экспертиза, предусмотренная пунктом 13 настоящей статьи.
29. Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению (научной организации) в принятии документов к рассмотрению по существу в следующих случаях:
1) государственная аккредитация образовательного учреждения (научной организации) в соответствии с настоящим Законом не отнесена к компетенции аккредитационного органа;
2) у образовательного учреждения (научной организации) отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по одной или нескольким реализуемым им образовательным программам, заявленным к государственной аккредитации.
30. В случае представления образовательным учреждением (научной организацией) не всех необходимых документов и (или) неправильно оформленных и (или) заполненных документов аккредитационный орган запрашивает у образовательного учреждения (научной организации) необходимые документы в порядке, установленном положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.
31. Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению (научной организации) в государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам (укрупненным группам направлений подготовки и специальностей), в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в период его действия в случае государственной аккредитации неаккредитованных образовательных программ либо в случае установления иного государственного статуса образовательного учреждения при наличии следующих оснований:
1) выявление недостоверной информации в документах, представленных образовательным учреждением (научной организацией);
2) отрицательное заключение комиссии по аккредитационной экспертизе.
32. При наличии любого из указанных в пункте 31 настоящей статьи оснований для отказа в государственной аккредитации по одной или нескольким заявленным к государственной аккредитации основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению (научной организации) в государственной аккредитации по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей, к которой относятся такие образовательные программы (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).
33. Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению (научной организации) в выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации (временного приложения к свидетельству о государственной аккредитации), в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в случае изменения наименования или места нахождения образовательного учреждения (научной организации) при выявлении недостоверной информации в документах, представленных образовательным учреждением (научной организацией).
34. Аккредитационный орган лишает образовательное учреждение (научную организацию) государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам (укрупненным группам направлений подготовки и специальностей) при наличии следующих оснований:
1) аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или по отдельным образовательным программам;
2) неоднократное в период действия свидетельства о государственной аккредитации нарушение законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшее неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;
3) истечение срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия свидетельства о государственной аккредитации).
35. Образовательное учреждение (научная организация) лишается государственной аккредитации по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей при лишении его государственной аккредитации по одной или нескольким образовательным программам, относящимся к соответствующей укрупненной группе направлений подготовки и специальностей (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).
36. Образовательное учреждение (научная организация) вправе подать заявление о государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа ему в государственной аккредитации, лишения его государственной аккредитации.
37. За осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной аккредитацией, заявитель уплачивает государственную пошлину в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
38. Аккредитационные органы ведут реестры аккредитованных образовательных учреждений (научных организаций) с указанием аккредитованных образовательных программ (укрупненных групп направлений подготовки и специальностей). Аккредитационные органы обязаны размещать содержащуюся в таких реестрах информацию в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на своих официальных сайтах в сети Интернет.
39. В целях информационного сопровождения аккредитационной экспертизы аккредитационные органы формируют, ведут и обеспечивают использование федеральной и региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений (научных организаций). Порядок формирования и ведения информационных систем государственной аккредитации, а также доступа к сведениям, содержащимся в них, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
40. Взаимодействие между образовательным учреждением (научной организацией) и аккредитационным органом, включая представление образовательным учреждением (научной организацией) заявления с приложением необходимых документов, осуществляется в письменной форме или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
41. Образовательные учреждения (научные организации) могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства.
Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения (научной организации) рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.
42. Порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, определяются Правительством Российской Федерации.";
10) пункт 2 статьи 34 признать утратившим силу;
11) в статье 38:
а) наименование и пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 38. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. Государственный контроль качества образования
1. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования проводится органами по контролю и надзору в сфере образования - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования.
Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования осуществляется в отношении образовательных учреждений (научных организаций, организаций, образовательные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации в области образования орган по контролю и надзору в сфере образования направляет образовательному учреждению (научной организации, организации, образовательное подразделение которой осуществляет реализацию программ профессиональной подготовки) и (или) его учредителю, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, предписание об устранении выявленного нарушения и (или) о привлечении должностного лица образовательного учреждения (научной организации, организации, образовательное подразделение которой осуществляет реализацию программ профессиональной подготовки), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, к дисциплинарной ответственности.
В предписании устанавливается срок исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
При выявлении нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Образовательное учреждение (научная организация, организация, образовательное подразделение которой осуществляет реализацию программ профессиональной подготовки), его учредитель, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, представляет в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения об исполнении предписания.
В случае неисполнения предписания (если отчет об исполнении предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного в предписании, или представленный отчет не подтверждает исполнения предписания в установленный срок) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а при неисполнении предписания образовательным учреждением (научной организацией, организацией, образовательное подразделение которой осуществляет реализацию программ профессиональной подготовки) также приостанавливает действие лицензии образовательного учреждения (научной организации, организации, образовательное подразделение которой осуществляет реализацию программ профессиональной подготовки) полностью или частично (по отдельным образовательным программам, программам профессиональной подготовки, в отношении филиала, места осуществления образовательной деятельности) на срок, не превышающий шести месяцев (с внесением соответствующей записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии).
При представлении образовательным учреждением (научной организацией, организацией, образовательное подразделение которой осуществляет реализацию программ профессиональной подготовки) и (или) его учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия лицензии сведений (включая соответствующие документы), подтверждающих выполнение требований, указанных в предписании, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие лицензии.
В случае, если такие сведения не представлены образовательным учреждением (научной организацией, организацией, образовательное подразделение которой осуществляет реализацию программ профессиональной подготовки) в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия лицензии либо если представленные сведения не подтверждают выполнения требований, указанных в предписании, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
2. Государственный контроль качества образования осуществляется в форме проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения (научной организации) федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.
В случае, если в результате проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, выявлено нарушение требований федерального государственного образовательного стандарта, нарушение федеральных государственных требований, орган по контролю и надзору в сфере образования направляет образовательному учреждению (научной организации) и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения и (или) о привлечении должностного лица образовательного учреждения (научной организации) к дисциплинарной ответственности.
В предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев.
Образовательное учреждение (научная организация) и (или) его учредитель представляет в орган по контролю и надзору в сфере образования отчет об исполнении предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения об исполнении предписания.
В случае неисполнения предписания (если отчет об исполнении предписания не представлен в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока, установленного в предписании, или представленный отчет не подтверждает исполнения предписания в установленный срок) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неисполнения предписания аккредитованным образовательным учреждением (научной организацией) орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации полностью или частично (по образовательным программам, укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, реализуемым по месту нахождения образовательного учреждения (научной организации) и (или) в филиале) на срок, не превышающий шести месяцев.
При представлении образовательным учреждением (научной организацией) и (или) его учредителем в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации сведений (включая соответствующие документы), подтверждающих выполнение требований, указанных в предписании, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет действие свидетельства о государственной аккредитации.
В случае, если такие сведения не представлены образовательным учреждением (научной организацией) в орган по контролю и надзору в сфере образования до истечения срока приостановления действия свидетельства о государственной аккредитации либо если представленные сведения не подтверждают выполнения требований, указанных в предписании, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает образовательное учреждение (научную организацию) государственной аккредитации полностью или частично (по образовательным программам, укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, реализуемым по месту нахождения образовательного учреждения (научной организации) и (или) в филиале).";
б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21. В целях обеспечения проведения государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, государственного контроля качества образования к проведению проверок привлекаются эксперты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и государственного контроля качества образования в форме проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок, применяются требования Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.";
12) в пункте 17 статьи 50:
а) абзац первый после слов "аннулирования соответствующей лицензии" дополнить словами ", лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации";
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"В случае прекращения деятельности образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, возмещение убытков по договорам с физическими и (или) юридическими лицами, предусматривающим оплату стоимости обучения. Учредитель (учредители) гражданского государственного или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования также обеспечивает перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2000, № 29, ст. 3001; № 33, ст. 3348; 2001, № 1, ст. 2; № 53, ст. 5030; 2002, № 26, ст. 2517; № 52, ст. 5132; 2003, № 2, ст. 163; № 14, ст. 1254; № 28, ст. 2888; № 52, ст. 5038; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 17, ст. 1481; 2006, № 1, ст. 10; № 29, ст. 3122; № 30, ст. 3289; № 43, ст. 4413; № 45, ст. 4627; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 360; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 29, ст. 3484; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068 - 6070, 6074; 2008, № 9, ст. 813; № 17, ст. 1757; № 29, ст. 3419; № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236, 6241; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 29, ст. 3621; № 31, ст. 3923; № 46, ст. 5419) следующие изменения:
1) в статье 10:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Особенности создания, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений, регламентации осуществляемой ими образовательной деятельности";
б) в пункте 1 слова "Законом Российской Федерации "Об образовании" заменить словами "законодательством Российской Федерации";
в) пункты 3 - 10 признать утратившими силу;
2) в статье 23:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, по заявлениям граждан.
Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан.";
б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Подтверждение документа государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученой степени или ученом звании осуществляется путем проставления на него апостиля.";
в) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3. Порядок признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях, а также формы и порядок выдачи соответствующих свидетельств определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. За проставление апостиля на документе государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученой степени или ученом звании, а также за выдачу свидетельства о признании и установлении эквивалентности документа иностранного государства о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученой степени или ученом звании уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.";
3) в статье 24:
а) пункт 2 дополнить подпунктом 15 следующего содержания:
"15) установление порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.";
б) в подпункте 8 пункта 3 слова "порядка подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях," исключить;
в) в пункте 4:
подпункты 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"1) государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях и научных организациях, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;
2) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные требования, а также научных организаций;
3) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями и научными организациями, указанными в подпункте 2 настоящего пункта;";
в подпункте 4 слова "в образовательное учреждение и его учредителю (учредителям)" заменить словами "в образовательное учреждение, научную организацию и учредителю (учредителям)";
подпункт 10 признать утратившим силу;
4) статью 26 признать утратившей силу.
Статья 3
Статью 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4265; 2005, № 1, ст. 9, 13, 40, 45; № 13, ст. 1077; № 10, ст. 763; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438; № 45, ст. 4634, 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 17, ст. 1930; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008, 4015; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941) изложить в следующей редакции:
"Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
4. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с повторным в течение пяти лет грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.".
Статья 4
Внести в пункт 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 1, ст. 29, 30; № 30, ст. 3117; № 50, ст. 5246; № 52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; № 27, ст. 2881; № 31, ст. 3436; № 43, ст. 4412; 2007, № 1, ст. 7; № 31, ст. 4013; № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6071) следующие изменения:
1) в подпункте 73 слова "в подпунктах 74 и 75" заменить словами "в подпунктах 74, 75, 127 - 131";
2) подпункт 92 изложить в следующей редакции:
"92) за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, указанных в подпунктах 93 - 95, 110 настоящего пункта:
предоставление лицензии - 2 600 рублей;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в перечень мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечень выполняемых работ и оказываемых услуг в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе перечень реализуемых образовательных программ и программ профессиональной подготовки, - 2 600 рублей;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в иных случаях - 200 рублей;
предоставление временной лицензии на осуществление образовательной деятельности - 200 рублей;
выдача дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 рублей;
продление срока действия лицензии - 200 рублей;";
3) дополнить пунктами 127 - 131 следующего содержания:
"127) за выдачу свидетельства о государственной аккредитации:
образовательного учреждения высшего профессионального образования - 130 000 рублей и 70 000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в образовательном учреждении и в каждом его филиале;
образовательного учреждения дополнительного профессионального образования или научной организации - 120 000 рублей;
образовательного учреждения среднего профессионального образования - 50 000 рублей;
образовательного учреждения начального профессионального образования - 40 000 рублей;
иного образовательного учреждения - 10 000 рублей;
128) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения в связи с установлением иного государственного статуса:
образовательного учреждения высшего профессионального образования - 70 000 рублей;
образовательного учреждения дополнительного профессионального образования - 50 000 рублей;
образовательного учреждения среднего профессионального образования - 25 000 рублей;
образовательного учреждения начального профессионального образования - 15 000 рублей;
иного образовательного учреждения - 3 000 рублей;
129) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации в связи с государственной аккредитацией образовательных программ (укрупненных групп направлений подготовки и специальностей):
каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования - 70 000 рублей;
основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым установлены федеральные государственные требования, - 60 000 рублей;
укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования, начального профессионального образования - 25 000 рублей;
основных общеобразовательных программ - 7 000 рублей;
130) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения (научной организации) в иных случаях - 2 000 рублей;
131) за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации или временного приложения к свидетельству о государственной аккредитации образовательного учреждения (научной организации) - 2 000 рублей.".
Статья 5
Абзац второй пункта 7 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2003, № 27, ст. 2709; 2005, № 1, ст. 17, 25; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3452; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 13, ст. 1464; № 21, ст. 2455; № 30, ст. 3747, 3805, 3808; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3613, 3616; № 48, ст. 5516; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; 2009, № 51, ст. 6163, 6156) дополнить словами ", а также за счет поступлений, связанных с осуществлением указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации".
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3430; 2002, № 11, ст. 1020; № 12, ст. 1093; № 50, ст. 4925; 2003, № 2, ст. 169; № 9, ст. 805; № 11, ст. 956; № 13, ст. 1178; № 52, ст. 5037; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078, 3430; № 27, ст. 2719; 2006, № 31, ст. 3455; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 7, 15; № 30, ст. 3748, 3749, 3750; № 46, ст. 5554; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6227; 2009, № 1, ст. 15, 17; № 48, ст. 5723; № 52, ст. 6450) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) абзац семнадцатый пункта 2 исключить;
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.";
2) в статье 17:
а) пункт 1 дополнить подпунктом 105 следующего содержания:
"105) образовательная деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, а также по реализации программ профессиональной подготовки.";
б) пункт 2 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:
"9) образовательная деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, а также по реализации программ профессиональной подготовки.".
Статья 7
Пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2004, № 34, ст. 3535) после абзаца двадцать седьмого дополнить абзацами следующего содержания:
"за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, проводимым в пределах осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, проводимой в пределах осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документы государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях в пределах осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области образования;".
Статья 8
Статьи 5 и 10 Федерального закона от 27 декабря 2009 года
№ 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" признать утратившими силу.
Статья 9
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
2. Лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие до истечения указанного в них срока.
3. Действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности, выданная до вступления в силу настоящего Федерального закона, переоформляется после вступления в силу настоящего Федерального закона с установлением бессрочного действия лицензии.
При наличии оснований для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, установленных пунктом 8 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), переоформление лицензии осуществляется в порядке, установленном статьей 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона).
При отсутствии оснований для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, установленных пунктом 8 статьи 33 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), переоформление лицензии осуществляется по заявлению лицензиата. Такое переоформление лицензии может проводиться в срок, превышающий пятнадцать дней, при условии переоформления лицензии в пределах срока ее действия.
4. Государственная аккредитация образовательного учреждения (научной организации), имеющего свидетельство о государственной аккредитации, выданное до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном статьей 331 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не ранее чем за один год до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации, выданное до вступления в силу настоящего Федерального закона образовательному учреждению (научной организации), реализующему аккредитованные основные профессиональные образовательные программы, переоформляется по заявлению такого учреждения (организации) на период действия имеющегося свидетельства о государственной аккредитации с указанием в приложении к свидетельству о государственной аккредитации укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, соответствующих аккредитованным основным профессиональным образовательным программам (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)).
5. Предоставление лицензии на осуществление образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации, переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности или свидетельства о государственной аккредитации осуществляются в соответствии со статьями 33 и 331 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), а также в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, в случае если соответствующее заявление поступило в лицензирующий или аккредитационный орган после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации