ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами и участниками сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, по поводу осуществления сельскохозяйственного страхования и предоставления государственной поддержки на развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, для предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям страховой защиты имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения финансовой устойчивости и экономической стабильности развития агропромышленного комплекса и устойчивого снабжения населения Российской Федерации отечественными продуктами питания.
3. Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации» другими федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Другие законы применяются к отношениям по сельскохозяйственному страхованию в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой (сельскохозяйственное страхование) – добровольное имущественное страхование рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, а также рисков гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Сельскохозяйственная продукция – урожай сельскохозяйственных культур, урожай многолетних насаждений, посадки многолетних насаждений и сельскохозяйственные животные.
Субъекты и участники сельскохозяйственного страхования – страховщики, страхователи, уполномоченный орган, профессиональное объединение страховщиков, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель – сельскохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, отнесенные к этой категории Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Договор сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой (договор сельскохозяйственного страхования) – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить страхователю или выгодоприобретателю причиненные вследствие событий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, убытки (ущерб) (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Сельскохозяйственные культуры – культуры, в том числе многолетние насаждения, сорта и (или) гибриды которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений и допущены к использованию в соответствующем регионе (далее по тексту – сельскохозяйственные культуры).
Утрата (гибель) сельскохозяйственных культур – утрата (гибель) сельскохозяйственных культур – недобор более пятидесяти процентов урожая озимых сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений и более тридцати пяти процентов урожая яровых сельскохозяйственных культур на всей площади посева (посадки) сельскохозяйственной культуры или многолетних насаждений от плановых объемов, предусмотренных в договоре сельскохозяйственного страхования, в результате наступления страхового события при этом снижение фактической урожайности на всей посевной (посадочной) площади, характеризующейся тем, что стоимость сохранившейся сельскохозяйственной продукции не превышает затрат на возделывание сельскохозяйственной культуры, выращивание и использование посадок многолетних насаждений, на уборку (исходя из размера плановых затрат) урожая сельскохозяйственных культур.
Фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайной ситуации – целевой фонд денежных средств, сформированный в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Чрезвычайная ситуация – гибель сельскохозяйственных культур на определенной территории в результате опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, подтвержденного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Урожай сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений – продукция, являющаяся результатом выращивания сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений при достижении ими фазы созревания за период активной вегетации. Также под урожаем понимаются сельскохозяйственные культуры в стадии от массовых всходов до созревания (технологической спелости).
Урожайность – количество продукции растениеводства с единицы площади посева (посадки).
Акт о страховом случае (страховой акт) – документ, составляемый страховщиком (страховщиками) и содержащий сведения о рассмотрении требования о выплате страхового возмещения, о наличии или отсутствии страхового случая, о размере причитающегося страхователю страхового возмещения либо об основаниях отказа в страховом возмещении и иные необходимые сведения.
Правила сельскохозяйственного страхования (стандартные) с государственной поддержкой (стандартные правила страхования) – основные условия, на которых заключается договор сельскохозяйственного страхования, утверждаемые профессиональным объединением страховщиков по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (Орган страхового регулирования).
Стандартный страховой продукт по сельскохозяйственному страхованию – пакет документов, включающий стандартные правила страхования, договор сельскохозяйственного страхования (страховой полис), заявление на страхование, заявление о выплате страхового возмещения, страховые тарифы, страховые программы и другие документы.
Статья 3. Основные принципы сельскохозяйственного страхования
Основными принципами сельскохозяйственного страхования являются:
единство системы управления страховыми рисками;
обеспечение финансовой стабильности и целостности системы сельскохозяйственного страхования;
эффективное управление средствами государственной поддержки на развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
добровольность заключения договора сельскохозяйственного страхования;
представление средств государственной поддержки на развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве в отношении договоров сельскохозяйственного страхования, заключенных в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.
равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к системе сельскохозяйственного страхования.
ГЛАВА II. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИр2>
Статья 4. Форма государственной поддержки
Государственная поддержка сельскохозяйственного товаропроизводителя на развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве (далее – государственная поддержка) осуществляется в форме перечисления страховщику уполномоченным органом из средств федерального бюджета части начисленной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования.
Размер части страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования уплачиваемой уполномоченным органом устанавливается частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Статья 5. Условия предоставления государственной поддержки
Перечисление страховщику уполномоченным органом из средств федерального бюджета части начисленной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования осуществляется при соблюдении следующих условий:
1. Наличие договора сельскохозяйственного страхования, заключенного со страховщиком – членом профессионального объединения страховщиков по риску утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений и/или по риску гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных.
2. Наличие подтверждения факта оплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов начисленной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования.
3. Договор сельскохозяйственного страхования заключен на всю площадь посева (посадки) сельскохозяйственной культуры (многолетних насаждений), принимаемой на страхование.
4. Договор сельскохозяйственного страхования заключен на все поголовье определенного вида сельскохозяйственных животных, имеющееся у сельскохозяйственного товаропроизводителя.
5. Договор сельскохозяйственного страхования заключен в следующие сроки:
- в отношении однолетних сельскохозяйственных культур, включая озимые, - до окончания их сева (посадки);
- в отношении многолетних насаждений – до момента прекращения вегетации (момента ухода их в зиму);
- в отношении сельскохозяйственных животных – по соглашению между страхователем и страховщиком.
Статья 6. Порядок предоставления государственной поддержки
1. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем перечисления уполномоченным органом страховщику 50 процентов от начисленной страховой премии за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном частями 2 - 5 настоящей статьи, но в любом случае в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2. Уполномоченный орган перечисляет 50 процентов от начисленнойстраховой премии, предусмотренной договором сельскохозяйственного страхования, на счет страховщика, который заключил с сельскохозяйственным товаропроизводителем договор сельскохозяйственного страхования, в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления соответствующего заявления (пункт 3 настоящей статьи).
3. Основанием для перечисления уполномоченным органом денежных средств для оплаты части страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования является заявление страховщика в свободной форме о соответствующем платеже с приложением следующих документов:
заверенной страховщиком копии договора сельскохозяйственного страхования (полиса страхования);
заверенной банком копии платежного поручения, подтверждающей факт оплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 процентов начисленной страховой премии;
заверенного страховщиком отчета, подтверждающего заключение договора сельскохозяйственного страхования в соответствии с условиями, настоящего Федерального закона, с расчетом суммы, подлежащей перечислению (форма отчета устанавливается уполномоченным органом).
4. Уполномоченный орган ежегодно представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных средств из федерального бюджета и наименования получателей указанных средств.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный орган вправе осуществить взыскание с получателя указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Общий объем государственной поддержки определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на основании Плана сельскохозяйственного страхования (статья 7 настоящего Федерального закона).
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе дополнительно устанавливать формы и пределы поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям сверх государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи. Источники финансирования и порядок предоставления указанной поддержки субъекта Российской Федерации определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
7. Государственная поддержка по другим направлениям в сфере сельскохозяйственного производства предоставляется при условии заключения договора сельскохозяйственного страхования от риска утраты (гибели) сельскохозяйственных культур и/или гибели (падежа) и вынужденного убоя сельскохозяйственных животных.
Статья 7. План сельскохозяйственного страхования
1. План сельскохозяйственного страхования (далее – план) разрабатывается уполномоченным органом, с учетом предложений субъектов Российской Федерации, профессионального объединения страховщиков, ежегодно, не позднее 30 апреля года, предшествующего плановому.
2. Планом определяется необходимый расчетный размер средств федерального бюджета, выделяемый на финансирование расходов уполномоченного органа по оплате части начисленной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхованияна следующий плановый год и два последующих года.
3. Не позднее 1 июля года, предшествующего плановому, утвержденный план направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области бюджета и финансов для включения в проект бюджета Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
4. План включает следующие разделы:
- расчет плановых расходов уполномоченного органа в разрезе субъектов Российской Федерации;
- расчет плановых расходов уполномоченного органа по видам (группам) сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных;
- перечень стратегических объектов сельскохозяйственного страхования, которые подлежат страхованию от риска утраты (гибели) в текущем году;
- перечень приоритетных сельскохозяйственных рисков, по которым осуществляется сельскохозяйственное страхование.
5. В случае если предусмотренный в плане расчетный размер средств федерального бюджета, выделяемый на финансирование расходов уполномоченного органа по оплате части начисленной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхованияпревышает размер средств, предусмотренный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области бюджета и финансов, в проекте бюджета Российской Федерации на соответствующий финансовый год, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области бюджета и финансов вправе направить план на доработку в уполномоченный орган с приложением обосновывающих возражений. Уполномоченный орган осуществляет доработку плана в течение 30 дней.
ГЛАВА III. ОБЪЕКТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ. СТРАХОВЫЕ РИСКИ
Статья 8. Объекты сельскохозяйственного страхования
1. При страховании сельскохозяйственных культур страхованию подлежат имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений.
2. При страховании сельскохозяйственных животных страхованию подлежат имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя) связанные с риском гибели (падеж), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных.
Статья 9. Страховые риски
1. Сельскохозяйственному страхованию подлежат риски утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, в результате воздействия следующих событий:
а) воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений: засухи (атмосферной/почвенной), суховея, заморозков, вымерзания, выпревания, градобития, пыльных, песчаных бурь, ледяной корки, половодья, переувлажнения почвы, сильного, ураганного ветра, землетрясения, лавины, селя;
б) воздействия болезней, уничтожения растений вредителями (если такие болезни или такое уничтожение носит эпидемиологический характер);
в) прекращения подачи электроэнергии, тепла, воды, вызванного стихийными бедствиями (при страховании культур, возделываемых в защищенном грунте, а также культур, возделываемых на орошаемых землях).
2. Сельскохозяйственному страхованию подлежат риски гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных в результате воздействия следующих событий:
а) инфекционных заболеваний, включенных в перечень, утверждаемый уполномоченным органом;
б) стихийных бедствий (удара молнии, землетрясения, бури, урагана, сильной метели (бурана), наводнения, обвала, лавины, селя, оползня);
в) прекращения подачи электроэнергии, тепла, воды, вызванного стихийными бедствиями;
ГЛАВА IV. УСЛОВИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
Статья 10. Стандартные правила страхования
1. Сельскохозяйственное страхование осуществляется с учетом положений, изложенных в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на условиях и в порядке, определенных в:
стандартных правилах страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений;
стандартных правилах страхования сельскохозяйственных животных.
2. Стандартные правила страхования наряду с другими положениями включают в себя:
порядок заключения, исполнения и прекращения договора сельскохозяйственного страхования;
порядок определения страховой суммы;
порядок определения страхового тарифа, страховой премии;
порядок определения размера страховой выплаты и причины отказа в страховой выплате;
порядок разрешения споров.
Статья 11. Требования к заключению договоров сельскохозяйственного страхования для получения государственной поддержки
1. Договор сельскохозяйственного страхования заключается на принципах добровольности.
2. Договор сельскохозяйственного страхования заключается между страхователем и страховщиком.
3. Договор сельскохозяйственного страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем установленной части страховой премии.
Статья 12. Определение размера страховой стоимости
1. При страховании сельскохозяйственных культур страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений определяется по методике, утверждаемой уполномоченным органом по согласованию с органом страхового регулирования.
2. При страховании посадок многолетних насаждений страховая стоимость определяется на момент заключения договора сельскохозяйственного страхования:
в отношении многолетних насаждений в плодоносящем возрасте по балансовой стоимости многолетних насаждений (по данным бухгалтерского учета);
в отношении многолетних насаждений в неплодоносящем возрасте по сумме затрат на выращивание (по данным бухгалтерского учета).
3. При страховании сельскохозяйственных животных страховая стоимость определяется по балансовой стоимости (в случае отсутствия - по среднерыночной стоимости в субъекте Российской Федерации по данным официальной статистической информации) сельскохозяйственных животных на момент заключения договора сельскохозяйственного страхования.
Статья 13. Определение размера страховой премии и порядок ее уплаты
1. Страховая премия по договору страхования определяется как произведение страховой суммы и страхового тарифа.
2. Страховой тариф устанавливается с учетом повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от степени риска, а также с учетом размера (доли) участия страхователя в риске.
Оценка степени риска осуществляется страховщиком при заключении договора страхования.
3. Расчет страховых тарифов и коэффициентов к ним по сельскохозяйственному страхованию осуществляется страховщиком в соответствии с методикой расчета страхового тарифа, утвержденной уполномоченным органом по согласованию с Органом страхового регулирования на основании статистических данных не менее чем за пять предшествующих лет.
При отсутствии у страховщика статистических данных, предусмотренных настоящим пунктом, в расчете страхового тарифа используются статистические данные, достоверность которых подтверждена их источником. Страховщики накапливают и хранят статистические данные, необходимые для расчета страховых тарифов, и ежеквартально, не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом, предоставляют указанные данные профессиональному объединению страховщиков, членом которого они являются.
Структура страхового тарифа определяется страховщиком, осуществляющим сельскохозяйственное страхование. При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее чем 80 процентов от страховой премии.
ГЛАВА V. ОЦЕНКА УЩЕРБА. СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ
Статья 14. Ущерб, его оценка
1. При осуществлении сельскохозяйственного страхования (урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений) ущерб от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений определяется как количественные потери урожая сельскохозяйственной продукции на площади посева (посадки), исчисленные как разница между стоимостью урожая, принятой при заключении договора сельскохозяйственного страхования, и стоимостью фактически полученного урожая (урожай сельскохозяйственной культуры и многолетних насаждений с посевной (посадочной) площади, полученный страхователем в текущем году).
2. При осуществлении сельскохозяйственного страхования (посадок многолетних насаждений) ущерб от риска утраты (гибели) посадок многолетних насаждений определяется в размере стоимости погибших насаждений.
3. При осуществлении сельскохозяйственного страхования (сельскохозяйственных животных): при гибели (падеже), при вынужденном убое застрахованных сельскохозяйственных животных ущерб определяется как разность между страховой стоимостью животного и стоимостью реализованных годных остатков (по рыночной цене реализации, сложившейся по субъекту Российской Федерации по данным официальной статистической информации).
Статья 15. Система независимой экспертной оценки ущерба
1. Оценка ущерба при наступлении страховых случаев по договорам сельскохозяйственного страхования может проводиться при участии экспертов, аккредитованных в порядке, установленном уполномоченным органом.
2. Экспертиза проводится в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым уполномоченным органом.
3. Перечень экспертов утверждается уполномоченным органом.
Статья 16. Общие условия осуществления страховой выплаты
1. При сельскохозяйственном страховании выплата страхового возмещения производится страховщиком в порядке, установленным в соответствии со стандартными правилами страхования, исходя из страховой суммы, устанавливаемой в размере ста процентов или восьмидесяти процентов страховой стоимости в зависимости от условий конкретного договора сельскохозяйственного страхования по данным видам застрахованного имущества.
2. Если заявленный страхователем фактический размер причиненного ему ущерба превышает размер страховой суммы, установленной договором сельскохозяйственного страхования, то разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба страховщиком не возмещается.
3. Для получения страхового возмещения страхователь обязан представить страховщику заявление о выплате страхового возмещения. К заявлению должны быть приложены договор сельскохозяйственного страхования (страховой полис), а также другие документы, предусмотренные стандартными правилами страхования.
4. Расчет страхового возмещения производится страховщиком на основании документов, представленных ему страхователем, а также получаемых страховщиком от компетентных органов, иных организаций и лиц.
ГЛАВА VI. СТРАХОВЫЕ РЕЗЕРВЫ ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ СТРАХОВАНИЮ
Статья 17. Особенности формирования страховщиками страховых резервов по сельскохозяйственному страхованию
Страховые резервы по сельскохозяйственному страхованию формируются страховщиками отдельно от других видов страхования в порядке, установленном органом страхового регулирования.
ГЛАВА VII. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАХОВЩИКОВ
Статья 18. Право на получение компенсационных выплат за счет средств профессионального объединения страховщиков
1. Компенсационная выплата в счет страхового возмещения по договору сельскохозяйственного страхования, заключенному в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется профессиональным объединением страховщиков в случаях, если страховая выплата не может быть осуществлена страховщиком, заключившим договор сельскохозяйственного страхования, вследствие применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной Федеральным законом.
2. Требование об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлено сельскохозяйственным товаропроизводителем в течение 1 года с момента признания страховщика, заключившего договор сельскохозяйственного страхования, банкротом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Формирование фонда компенсационных выплат
Фонд компенсационных выплат формируется за счет перечисления страховщиками трех процентов от полученной страховой премии по договорам
Статья 20. Осуществление компенсационных выплат за счет средств профессионального объединения страховщиков
1. Компенсационные выплаты по требованиям страхователей - сельскохозяйственных товаропроизводителей (выгодоприобретателей) осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании учредительных документов и в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. К отношениям между страхователем (выгодоприобретателем) по договору сельскохозяйственного страхования и профессиональным объединением страховщиков по поводу компенсационных выплат применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору сельскохозяйственным страхования. Соответствующие положения применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено Федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.
Компенсационные выплаты устанавливаются в размере ста процентов от размера страховой выплаты, предусмотренной договором сельскохозяйственного страхования.
При этом указанные компенсационные выплаты уменьшаются на сумму, равную сумме произведенного страховщиком и (или) ответственным за причиненный вред лицом частичного возмещения вреда.
ГЛАВА VIII. Фонд ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 21. Формирование фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций
Фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций формируется за счет перечисления страховщиками десяти процентов от полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
Порядок формирования и расходования средств фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций определяется профессиональным объединением страховщиков с учетом требований действующего законодательства и настоящего Федерального закона.
ГЛАВА IX. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ И УЧАСТНИКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 22. Особенности правового положения профессионального объединения страховщиков
1. Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на принципе добровольного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении сельскохозяйственного страхования.
2. Профессиональное объединение страховщиков создается и действует в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
3. Профессиональное объединение страховщиков является открытым для вступления новых членов.
Учредительные документы профессионального объединения страховщиков должны содержать положение о согласии членов профессионального объединения страховщиков на вступление в него страховых организаций, удовлетворяющих требованиям, которые в соответствии с учредительными документами профессионального объединения страховщиков предъявляются к его членам.
4. Профессиональное объединение страховщиков должно быть включено в реестр субъектов страхового дела.
5. Постоянно действующий коллегиальный орган управления объединения формируется общим собранием членов объединения. Все члены объединения имеют равные права на выдвижение кандидатур в состав постоянно действующего коллегиального органа управления. При голосовании по вопросу формирования органов управления объединения каждый действительный член объединения имеет один голос.
Статья 23. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
1. Профессиональное объединение страховщиков:
а) обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими сельскохозяйственного страхования, разрабатывает и устанавливает обязательные для профессионального объединения страховщиков и его членов правила профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение;
б) осуществляет разработку и согласование стандартных страховых продуктов с уполномоченным органом страхового регулирования.
в) представляет и защищает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересы, связанные с осуществлением членами профессионального объединения страховщиков сельскохозяйственного страхования;
г) осуществляет компенсационные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом в соответствии с учредительными документами профессионального объединения страховщиков и требованиями настоящего Федерального закона;
д) формирует фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций за счет отчислений страховыми организациями части страховой премии.
е) готовит предложения в проект плана сельскохозяйственного страхования и представляет его на утверждение в уполномоченный орган;
ж) собирает и публикует статистические данные, необходимые для расчета тарифных ставок по сельскохозяйственному страхованию;
з) ведет статистический учет в сфере сельскохозяйственного страхования.
и) осуществляет иные функции, предусмотренные учредительными документами профессионального объединения страховщиков в соответствии с его целями и задачами.
2. Профессиональное объединение страховщиков вправе:
а) формировать и использовать информационные ресурсы, содержащие сведения о сельскохозяйственном страховании, в том числе сведения о заключенных договорах сельскохозяйственного страхования и страховых случаях, данные о страхователях с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа;
б) осуществлять защиту в суде интересов членов профессионального объединения страховщиков, связанных с осуществлением ими сельскохозяйственного страхования;
в) осуществлять возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по информационному и организационно-техническому обеспечению реализации настоящего Федерального закона.
Профессиональное объединение страховщиков вправе осуществлять иную предусмотренную его учредительными документами деятельность в соответствии с целями, определенными настоящим Федеральным законом.
Профессиональное объединение страховщиков может осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
Статья 24. Правила профессиональной деятельности
1. Общим собранием профессионального объединения страховщиков устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении:
а) порядка и условий рассмотрения членами профессионального объединения требований о страховых выплатах по договорам страхования, заключенным другими членами профессионального объединения, порядка и условий осуществления указанных страховых выплат;
б) порядка и условий осуществления профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат, в том числе очередности удовлетворения указанных требований в случае недостаточности средств данного профессионального объединения страховщиков, и порядка распределения между его членами ответственности по обязательствам профессионального объединения страховщиков, связанным с осуществлением компенсационных выплат;
в) порядка финансирования компенсационных выплат членами профессионального объединения страховщиков, мер по контролю за целевым использованием соответствующих средств, порядка ведения профессиональным объединением страховщиков учета по операциям со средствами, предназначенными для компенсационных выплат;
г) порядка формирования и расходования средств фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) формирования информационных ресурсов профессионального объединения страховщиков, содержащих информацию ограниченного доступа, а также правил защиты этих информационных ресурсов и пользования ими;
е) порядка вступления в профессиональное объединение страховщиков новых членов и выхода или исключения из него членов;
ж) условий и порядка формирования и расходования средств профессионального объединения страховщиков на цели иные, чем финансирование компенсационных выплат, в том числе порядка распределения соответствующих издержек, выплат, сборов и взносов между его членами;
з) квалификации работников;
и) документации, правил ведения учета и отчетности;
к) защиты связанных с осуществлением сельскохозяйственного страхования прав страхователей, в том числе порядка рассмотрения их жалоб на действия членов профессионального объединения страховщиков;
л) процедуры проведения проверок деятельности членов профессионального объединения страховщиков по сельскохозяйственному страхованию и соблюдения ими установленных правил, в том числе создания контрольного органа и порядка ознакомления с результатами этих проверок других членов профессионального объединения страховщиков, а также требований об обеспечении открытости информации для проведения таких проверок,
м) санкций и иных мер по отношению к членам профессионального объединения страховщиков, их должностных лиц и работников, порядка применения и учета таких санкций и иных мер, а также контроля за их исполнением, в том числе за непредставление статистических данных для формирования информационных ресурсов;
н) разрешения споров между членами профессионального объединения страховщиков, возникших при рассмотрении одним из членов профессионального объединения требований об осуществлении страховых выплат по договорам сельскохозяйственного страхования, заключенным другим членом профессионального объединения страховщиков, а также иных вопросов профессиональной деятельности по сельскохозяйственному страхованию;
о) правил профессиональной деятельности, связанных с деятельностью профессионального объединения страховщиков;
п) иных правил профессиональной деятельности по сельскохозяйственному страхованию, установление которых отнесено к компетенции профессионального объединения страховщиков по решению его членов;
р) порядка учета, хранения, уничтожения и передачи бланков страховых полисов;
с) установления доли вознаграждения за заключение договора сельскохозяйственного страхования от страховой премии, уплачиваемой страхователем по договору сельскохозяйственного страхования, в пределах расходов страховщика на осуществление сельскохозяйственного страхования.
2. В случае, если установленные профессиональным объединением страховщиков правила профессиональной деятельности нарушают права иных лиц, в том числе страхователей, страховых организаций, не входящих в профессиональное объединение, лица, права которых нарушены, и федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе обратиться с иском о признании указанных правил недействительными или с иском о внесении в них изменений.
Лица, права которых нарушены, вправе требовать от профессионального объединения страховщиков возмещения причиненных им убытков.
Статья 25. Обязанность профессионального объединения страховщиков по осуществлению компенсационных выплат
1. Учредительными документами профессионального объединения страховщиков должна устанавливаться его обязанность по осуществлению предусмотренных настоящим Федеральным законом компенсационных выплат (статьи 17-19 настоящего Федерального закона), а в отношении членов профессионального объединения страховщиков - их субсидиарная ответственность по соответствующим обязательствам профессионального объединения.
2. Требования о компенсационных выплатах, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением страховщиков за счет средств, направленных его членами из резервов, а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением страховщиков права требования, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Имущество профессионального объединения страховщиков
1. Имущество профессионального объединения страховщиков образуется за счет:
а) имущества, передаваемого профессиональному объединению страховщиков его учредителями в соответствии с учредительным договором профессионального объединения;
б) вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов, уплачиваемых в профессиональное объединение страховщиков его членами в соответствии с правилами профессионального объединения страховщиков;
в) средств, полученных от реализации прав требования, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона;
г) добровольных взносов, средств из иных источников.
Имущество профессионального объединения страховщиков может использоваться исключительно в целях, ради которых создано профессиональное объединение страховщиков.
2. Средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, обособляются от иного имущества профессионального объединения страховщиков.
Средства, предназначенные для финансирования компенсационных выплат, отражаются на отдельных балансах профессионального объединения страховщиков, и по ним ведется отдельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с осуществлением каждого из указанных видов компенсационных выплат, профессиональным объединением страховщиков открывается отдельный банковский счет.
3. Инвестирование временно свободных средств профессионального объединения страховщиков осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности исключительно в целях сохранения и прироста этих средств.
Направления инвестирования временно свободных средств профессионального объединения страховщиков определяются ежегодным планом, утверждаемым общим собранием членов профессионального объединения страховщиков.
4. Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться требования в отношении минимальной суммы средств для финансирования компенсационных выплат, находящихся на банковском счете профессионального объединения страховщиков.
5. Средства, полученные профессиональным объединением страховщиков от реализации прав требования, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, направляются для финансирования компенсационных выплат.
6. Финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.
Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения.
7. Годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс профессионального объединения страховщиков после их утверждения общим собранием членов профессионального объединения подлежат опубликованию ежегодно.
Статья 26. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения страховщиков
Размер, порядок уплаты членами профессионального объединения страховщиков взносов, вкладов и иных обязательных платежей в профессиональное объединение устанавливаются общим собранием членов профессионального объединения страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и учредительными документами профессионального объединения.
ГЛАВА X. Заключительные положения
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
2. Положения настоящего федерального закона, касающиеся сельскохозяйственных животных вступают в силу с 1 января 2012 года.
Президент Российской Федерации