Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные цели и принципы инновационной деятельности в Российской Федерации, основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности, формы поддержки инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также организацию инновационной системы в Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия
1. Под инновационной деятельностью в настоящем законе понимается деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары (работы, услуги), и их последующую реализацию непосредственно или в составе производимой продукции (товаров, работ, услуг).
2. К инновационной деятельности относятся:
– выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции(работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;
– трансформация знаний в объекты интеллектуальной собственности;
– деятельность по коммерциализации технологий, передаче технологий;
– организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);
– осуществление технологического переоснащения и подготовки производства для выпуска инновационного продукта;
– проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг), необходимых для выпуска инновационного продукта;
– производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и/или применение новой или усовершенствованной технологии;
– иные виды деятельности соответствующие пунктом 1 настоящей статьи.
3. Инноватор – физическое лицо, занятое инновационной деятельностью.
4. Инновационной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение инноваторов, осуществляющее в качестве основной, инновационную деятельность «де факто» и в соответствии с учредительными документами.
5. Инновационная организация, являющаяся предприятием по Гражданскому кодексу, признается инновационным предприятием.
6. Инновационное предприятие, удовлетворяющее критериям Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», признается малым инновационным предприятием.
7. Инновационный продукт - результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте).
8. Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
9. Инновационный проект - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости, планы и мероприятия по реализации новых видов продукции, технологий, услуг.
10. Целевая инновационная программа - комплекс организационных мероприятий и инновационных проектов, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций.
11.Инновационная система Российской Федерации - совокупность взаимодействующих на единых институциональных принципах элементов инновационной системы через регулирование, координацию и контроль
инновационной деятельности и обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики;
12. Территория инновационного развития - экономико-правовая форма объединения субъектов инновационной деятельности, имеющих научный и производственный потенциал в границах Российской Федерации, и обеспеченных инновационной инфраструктурой на организационных основаниях, установленных законами Российской Федерации, в целях достижения приоритетных для Российской Федерации инновационных результатов.
13. Статус участника территории инновационного развития - особый правовой и экономический статус, предусматривающий применение специальных мер стимулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, являющихся участниками территории инновационного развития, в целях создания благоприятных условий для достижения инновационного результата.
14. Инновационный отраслевой кластер - форма объединения субъектов инновационной деятельности, представляющих собой группу географически близких взаимосвязанных предприятий и организаций (в том числе, образовательных, научно-исследовательских учреждений), сотрудничающих в определенной отрасли, в целях повышения эффективности совместной инновационной деятельности, образующие строго ориентированную систему распространения инновационного продукта.
Статья 3. Субъекты и объекты инновационной деятельности
1. Субъектами инновационной деятельности являются:
– физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;
– организации инновационной инфраструктуры;
– государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
– общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций, саморегулируемые организации инноваторов.
2. Объектами инновационной деятельности являются:
– результаты интеллектуальной творческой деятельности;
– инновационные проекты и программы;
– технологии, оборудование, процессы и продукты.
3. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и/или исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.
4. Физические и юридические лица являются субъектами инновационной деятельности только на период осуществления ими инновационной деятельности на территории Российской Федерации.
Статья 4. Инновационная инфраструктура
1. Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технополисы, технопарки, учебно-деловые центры, инновационные и венчурные фонды, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры и офисы коммерциализации разработок.
Данный в настоящем законе перечень объектов и их наименований не является исчерпывающим.
2. Объекты инновационной инфраструктуры могут создаваться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, юридическими лицами, а также на основе государственно – частного партнерства.
3. Инновационно-технологические центры – юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в разработке и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах власти и управления, федеральных и иных фондах и их представительствах, охране интеллектуальной собственности.
4. Офисы коммерциализации разработок – создаваемые государственными научными учреждениями и государственными учреждениями высшего профессионального образования отделы коммерциализации научных разработок в целях отбора конкурентоспособных и коммерчески перспективных научных разработок с последующей их реализацией на конкурентном рынке.
5. Бизнес-инкубатор - организация или структурное подразделение организации, созданная для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
Статья 5. Основные цели и принципы государственного стимулирования инновационной деятельности
1. Государственное стимулирование инновационной деятельности в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Основными целями государственного стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации является обеспечение долгосрочного устойчивого развития государства, формирование экономики знаний в Российской Федерации, развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, товаров (работ, услуг), выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции.
3. Основными принципами государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации являются:
– создание органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности;
– оказание субъектам инновационной деятельности комплексных мер поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– участие представителей субъектов инновационной деятельности, их саморегулируемых организаций в выработке и реализации государственного стимулирования инновационной деятельности, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития инновационной деятельности;
– неприменение к субъектам инновационной деятельности положений нормативных правовых актов, которые ухудшают их экономическое положение;
– гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов;
– интеграция инновационной, инвестиционной, научной, научно-технической и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного воздействия на экономику;
– стимулирование инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот;
– консолидация усилий органов государственной власти и общественных организаций для развития инновационной деятельности;
– содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, конверсии оборонных предприятий, расширению сети малых и средних инновационных организаций различных форм собственности.
Статья 6. Правовое регулирование в сфере развития инновационной деятельности
Развитие инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 7. Основные полномочия Правительства Российской Федерации по развитию инновационной деятельности
В целях обеспечения развития инновационной деятельности Правительство Российской Федерации осуществляет:
– выработку федеральной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере развития инновационной деятельности;
– определение общих принципов, приоритетных направлений, форм и методов развития инновационной деятельности;
– определение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной поддержки инновационной деятельности, его функции и полномочия;
– утверждение федеральных целевых программ по развитию инновационной деятельности;
– нормативно-правовое регулирование участия субъектов инновационной деятельности в реализации государственных программ и проектов;
– разработку и реализацию мер, направленных на стимулирование взаимодействия научных центров и крупных предприятий с инновационными предприятиями;
– создание условий для выхода субъектов инновационной деятельности на международные рынки товаров и услуг;
– международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности.
Статья 8. Основные полномочия федерального органа исполнительной власти по развитию инновационной деятельности
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию федеральной политики в сфере развития инновационной деятельности осуществляет:
– создание и развитие федеральных общедоступных информационных систем в сфере инновационной деятельности.
– анализ состояния инновационной деятельности и эффективности применения мер по его развитию, подготовку прогнозов развития инновационной деятельности в Российской Федерации;
– организацию научных исследований по проблемам инновационной деятельности;
– разработку и реализацию федеральных целевых программ, проектов и иных мероприятий по развитию инновационной деятельности;
– ежегодное представление в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии инновационной деятельности в Российской Федерации, включая отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных на развитие инновационной деятельности;
– методическое обеспечение и содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мер по развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации;
– содействие защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности;
– взаимодействие с общероссийскими общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам развития инновационной деятельности.
Статья 9. Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности
1. В целях обеспечения развития инновационной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
– осуществляют подготовку и реализацию региональных программ по развитию инновационной деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
– принимают участие в реализации федеральных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации;
– создают необходимые условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории субъектов Российской Федерации;
– координируют на региональном уровне деятельность организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности по реализации мероприятий, предусмотренных региональными программами по развитию инновационной деятельности;
– содействуют подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для инновационной деятельности;
– принимают меры по защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности на территории субъектов Российской Федерации;
– оказывают содействие органам местного самоуправления в разработке и реализации программ по развитию инновационной деятельности;
– решают другие вопросы в сфере развития инновационной деятельности, относящиеся к их компетенции.
2. В целях развития инновационной деятельности органы местного самоуправления вправе:
– осуществлять разработку и реализацию муниципальных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности за счет средств местных бюджетов;
– участвовать в реализации на территории соответствующих муниципальных образований федеральных и региональных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности;
– принимать участие в создании и развитии инфраструктуры поддержки инновационной деятельности на территории соответствующих муниципальных образований;
– координировать деятельность организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности по реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами по развитию инновационной деятельности;
– принимать меры по защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности на территории соответствующих муниципальных образований;
– решать другие вопросы в сфере развития инновационной деятельности, относящиеся к их компетенции.
3. Органы местного самоуправления могут наделяться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями в сфере развития инновационной деятельности.
Статья 10. Саморегулирование инновационной деятельности
1. Организация инновационной деятельности осуществляется на основе сочетания принципов саморегулирования субъектов инновационной деятельности и государственного регулирования в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
2. Инноваторы вправе создавать в соответствии с действующим законодательством саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации инноваторов, разрабатывают стандарты, конкретизирующие п.2 ст.2 настоящего закона.
3. В целях ускоренногоразвития инновационной деятельности, приотсутствии СРО инноваторов, при органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, могут создаваться Советы по развитию инновационной деятельности, которые выполняют функции СРО (пункт2 настоящей статьи).
Указанные Советы формируются в основном из представителей субъектов инновационной деятельности, организаций инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, а также из числа представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Статья 11. Формы государственной поддержки инновационной деятельности
Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти Российской Федерации в пределах их компетенции осуществляется путем:
1) создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций;
2) предоставления гарантий Правительства Российской Федерации под кредиты, выделяемые для реализации инновационных программ (проектов);
3) предоставления различных льгот и преференций для субъектов инновационной деятельности;
4) стимулирование повышения спроса на продукцию инновационной деятельности;
5) содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутренних и внешних рынках;
6) частичного или полного финансирования реализации отдельных инновационных программ и проектов за счет средств бюджета Российской Федерации, в том числе:
а) предоставления бюджетных кредитов на реализацию инновационных программ и проектов;
б) создания фондов поддержки инновационной деятельности;
в) приобретения продукции инновационной деятельности;
г) выдачи грантов организациям и отдельным специалистам, занимающимся инновационной деятельностью;
7) размещения заказов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, инновационную продукцию и организации экспертиз;
8) оказания помощи инициаторам инновационных проектов в поиске инвесторов;
9) представления интересов субъектов инновационной деятельности на межгосударственном уровне и в зарубежных организациях;
10) развития системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
11) содействия в создании инфраструктуры инновационной деятельности;
12) организации работы по привлечению финансовых ресурсов из различных источников для разработки и осуществления инноваций субъектами инновационной деятельности Российской Федерации;
13) правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные формы государственной поддержки инновационной деятельности.
Статья 12. Предоставление инновационных грантов
Инновационные гранты выделяются для поддержки ученых с целью проведения прикладных научных исследований по темам, связанным с развитием приоритетных направлений науки, техники и технологий Российской Федерации.
Выделение инновационных грантов осуществляется на конкурсной основе. Порядок и сроки проведения конкурсов определяются Правительством Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
Организационное обеспечение конкурса и его финансирование, включая проведение экспертизы представленных на конкурс заявок, публикацию списка рекомендованных для представления на конкурс работ, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, орган за счет средств соответствующего бюджета.
По итогам конкурса уполномоченный орган заключает с учеными соглашения об условиях реализации инновационных грантов. В соглашениях указываются темы научных исследований, содержатся планы работ и сметы расходов на выполнение научных исследований, общий и поэтапный объем финансирования, обязательства ученых о проведении научных исследований в соответствии с планом работ, а также иные условия, связанные с выделением грантов. В соглашениях также предусматривается право уполномоченного органа осуществлять проверку целевого использования выделенных инновационных грантов.
Статья 13. Государственные и муниципальные программы по развитию инновационной деятельности
1. Поддержка субъектов инновационной деятельности осуществляется в соответствии с принимаемыми органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления программами по развитию инновационной деятельности
2. Федеральная целевая инновационная программа формируется в соответствии с направлениями государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации, основными направлениями социально-экономической политики, а также научно-технической политикой.
Целевая инновационная программа разрабатывается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В целевую инновационную программу включаются основные направления государственной поддержки инновационной деятельности на очередной финансовый год, и выделяемые под них объемы финансовых ресурсов, мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры, в том числе мероприятия по созданию инновационно-технологических центров в различных регионах, отраслях народного хозяйства и научно-образовательном комплексе.
Проект целевой инновационной программы на очередной финансовый год представляется органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации одновременно с бюджетным посланием на предстоящий год.
Государственная Дума осуществляет контроль за выполнением целевой инновационной программы и заслушивает отчет органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
3. В государственных и муниципальных программах по развитию инновационной деятельности для оказания специальных или дополнительных мер поддержки могут выделяться целевые группы субъектов инновационной деятельности:
– производящие товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
– малые инновационные предприятия;
– осуществляющие разработку и освоение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий производства;
– иные группы субъектов инновационной деятельности.
4. Объем финансирования программных мероприятий по развитию инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, указывается в расходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как отдельный вид расходов.
Федеральные органы исполнительной власти вправе направлять средства федерального бюджета, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе направлять средства своих бюджетов, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в местные бюджеты.
5. Порядок подготовки, принятия и реализации государственных и муниципальных программ по развитию инновационной деятельности устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 14. Бизнес инкубаторы
а). Основные задачи бизнес-инкубатора.
Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:
- предоставление в аренду малым инновационным предприятиям нежилых помещений бизнес-инкубатора в порядке и на условиях, определенных положением о бизнес-инкубаторе;
- осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;
- почтово-секретарские услуги;
- консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия;
- бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
- доступ к информационным базам данных.
Наряду с набором основных услуг бизнес-инкубатор может оказывать следующие виды услуг:
- подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц;
- централизованная бухгалтерия для начинающих предпринимателей;
- маркетинговые и рекламные услуги;
- помощь в проведении маркетинговых исследований;
- помощь в получении кредитов и банковских гарантий;
- поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;
- поддержка при решении административных и правовых проблем (составление типовых договоров);
- приобретение и предоставление информации по актуальным вопросам (специализированная печатная продукция);
- повышение образовательного уровня в рамках предпринимательской деятельности;
- привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий;
- информационно-ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий;
- информационно-ресурсное сопровождение действующих и создаваемых новых малых предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение условий ведения экологически безопасных технологических процессов, обеспечение условий для соблюдения установленных нормативов и правил управления окружающей средой;
- предоставление заказчику и потребителям информации о качестве продукции и стабильность его обеспечения в производстве.
Услуги предоставляются управляющей организацией на условиях, определенных в договоре с субъектом малого предпринимательства.
б).Основные требования к деятельности бизнес-инкубатора.
Бизнес-инкубатор предоставляет рабочие места, соответствующие следующим основным требованиям к техническому оснащению:
- наличие на каждом рабочем месте компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и доступа к телефонной связи с выходом на городскую линию и междугородную связь;
- наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;
- наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий, площадью не менее 50 кв. метров;
- наличие интернет-канала для не менее 80 процентов рабочих мест бизнес-инкубатора;
- наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.
в). Основания и порядок предоставления нежилых помещений бизнес-
инкубатора малым инновационным предприятиям
Основанием для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду являются результаты конкурса между малыми инновационными предприятиями.
Условия допуска малых инновационных предприятий к участию в конкурсе:
- срок деятельности малых инновационных предприятий с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не превышает один год;
- вид деятельности малого инновационного предприятия соответствует специализации бизнес-инкубатора;
- на конкурс представлен бизнес-план, подтверждающий целесообразность размещения малого инновационного предприятия в бизнес-инкубаторе.
Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду малым инновационным предприятиям не должен превышать три года.
Ставки арендной платы для малых инновационных предприятийпо договорам аренды нежилых помещений в бизнес-инкубаторе устанавливаются в следующем размере:
- в первый год аренды - бесплатно;
- во второй год аренды - не более 50 процентов от средней ставки арендной платы, установленной в регионе для аренды нежилых помещений,
- в третий год аренды - не более 100 процентов от средней ставки арендной платы, установленной в регионе для аренды нежилых помещений.
Средства от аренды помещений государственного бизнеса-инкубатора в установленном порядке подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Основным критерием отбора малого инновационного предприятия для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду является качество бизнес-плана, в том числе:
- качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами/конкурентами;
- качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития малого инновационного предприятия ;
- прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест малого инновационного предприятия ;
- срок окупаемости проекта.
Статья 15. Тенхопарки
а). Основными задачами технопарка.
Основными задачами технопарка являются:
- развитие научных исследований и разработок, внедрение результатов научной деятельности в производство;
- стимулирование научно-технологической сферы для всестороннего использования производственного потенциала промышленных предприятий;
- создание и развитие новых наукоемких технологий и организация производства экспортной и импортозамещающей продукции;
- создание новых рабочих мест, повышение квалификации руководителей инновационных предприятий, специалистов наукоемких производств и организаций инновационной деятельности;
- развитие межрегиональных и международных связей в инновационной сфере;
- сокращение сроков реализации инновационных проектов.
б). Направления деятельности технопарка
Для реализации основных задач технопарк осуществляет следующую деятельность:
- выявление, отбор потенциальных рыночно-эффективных инноваций с целью доведения их до опытных образцов и внедрения в производство;
- разработка и реализация схем интеграции прикладной науки и производства;
- информационное обеспечение инновационной деятельности, обеспечивающее равный доступ к банкам и базам данных всех организаций, работающих в технопарке;
- оказание сервисных услуг резидентам технопарка;
- выявление и привлечение зарубежных наукоемких технологий для загрузки производств;
- создание благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности предприятиями-производителями;
- профессиональное и высококачественное проведение различных видов экспертиз;
- производственно-технологическая поддержка создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, в том числе с использованием лизинга;
- продвижение высокотехнологичной продукции на рынок;
- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая целевое обучение для управления реализацией конкретных программ и проектов;
- иная деятельность в соответствии с действующим законодательством.
в). Условия присвоения статуса технопарка
1. Присвоение статуса технопарка осуществляется при выполнении следующих условий:
1) наличие экономически обоснованной программы (бизнес-плана) развития технопарка;
2) привлечение и размещение на территории технопарка максимально возможного количества резидентов технопарка;
3) оказание необходимого количества сервисных услуг резидентам технопарка;
4) обязательное наличие в структуре технопарка:
- центра внедрения технологий;
- учебного центра;
- центра сервисных услуг;
5) наличие резерва площадей для развития технопарка.
Доля производственных и офисных площадей, арендованных резидентами технопарка, организациями, предоставляющими сервисные услуги, от общей производственной и офисной площади технопарка не должна быть меньше:
- 20% в первый год деятельности;
- 30% во второй год;
- 50% в третий и последующие годы деятельности.
Общая производственная и офисная площадь, занимаемая технопарком, должна быть не менее 2 тыс. кв. метров в пределах обособленной территории.
2. При присвоении статуса технопарка также учитываются следующие условия его функционирования:
- добровольное объединение всех участников проектов и необходимых ресурсов на взаимовыгодных условиях;
- коммерческая реализуемость разрабатываемых проектов;
- применение стимулирующих мер для эффективной реализации инновационных проектов;
- равенство прав, обязанностей и ответственности всех субъектов инновационной деятельности;
- системный подход в предоставлении комплекса необходимых сервисных услуг резидентам технопарка.
г). Порядок присвоения статуса технопарка, утрата статуса технопарка
1. Присвоение статуса технопарка осуществляется решением уполномоченного органа устанавливаемого Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления.
Уполномоченный орган действует в целях определения стратегии развития технопарков на соответствующей территории, присвоения (лишения) статуса технопарка, обеспечения взаимодействия технопарков с органами государственной власти, местного самоуправления и бизнеса, координации и осуществления контроля за деятельностью технопарков.
2. Присвоение или лишение статуса резидента технопарка для предоставления ему государственной поддержки или прекращения предоставления таковой производится уполномоченным органом на основе критериев, устанавливаемых нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
3. Статус технопарка присваивается сроком на 10 лет с возможной последующей пролонгацией.
4. В течение 14 дней после принятия уполномоченным органом положительного решения уполномоченный орган заключает с управляющей организацией технопарка соглашение, которое устанавливает:
1) комплекс мероприятий по реализации перспективного плана развития технопарка и порядок их финансирования;
2) план обустройства и материально-технического оснащения технопарка и прилегающей территории;
3) объем и сроки финансирования создания инженерной, инновационной и социальной инфраструктуры технопарка, в том числе за счет средств федерального бюджета и/или бюджета субъекта Российской Федерации;
4) порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры технопарка;
5) порядок отбора резидентов технопарка;
6) условие о добровольном прекращении действия соглашения;
7) условие о досрочном расторжении соглашения в одностороннем порядке уполномоченным органом в случае утраты статуса технопарка;
8) порядок представления управляющей организацией технопарка отчетности.
Соглашение может содержать и иные условия в соответствии с действующим законодательством.
Срок действия соглашения не может превышать срок, на который присвоен статус технопарка.
5. Уполномоченный орган после заключения соглашения, указанного в установленном порядке разрабатывает проекты соответствующих правовых актов, направленных на его реализацию.
6. Уполномоченный орган контролирует соблюдение условий присвоения статуса технопарка.
Управляющая организация технопарка представляет в уполномоченный орган необходимую отчетность в соответствии с действующим законодательством.
7. Статус технопарка может быть утрачен в следующих случаях:
1) невыполнение технопарком условий, определенных в пункте «в» статьи 16 настоящего Закона;
2) невыполнение технопарком взятых на себя обязательств, определенных условиями соглашения с уполномоченным органом;
3) наличие просроченной задолженности по предоставленным ранее на возвратных условиях бюджетным средствам;
4) нецелевое расходование бюджетных средств;
5) наличие признаков банкротства у управляющей организации технопарка, установленных федеральным законодательством.
При наступлении вышеуказанных случаев уполномоченный орган принимает решение о лишении статуса технопарка, которое является основанием для расторжения уполномоченным органом соглашения с управляющей организацией технопарка в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и исключения технопарка из реестра технопарков Российской Федерации.
Утрата статуса технопарка влечет прекращение предоставления государственной поддержки технопарку (резидентам технопарка).
Статья 16. Центры трансфера технологий
а). Цели центров трасфера технологий
Целями функционирования центров трансфера технологий являются:
- содействие развитию инновационной деятельности;
- создание условий эффективного взаимодействия научных и инновационных организаций с промышленностью;
- обеспечение трансфера результатов научно-исследовательской деятельности посредством лицензирования технологий, создания технологических компаний на базе новых технологий;
- привлечение исследовательских контрактов и грантов;
- повышение осведомленности, обучению и консультированию специалистов в области коммерциализации научных результатов и предпринимательства в научно-технической сфере.
- коммерциализация результатов научных исследований и разработок;
- интеграция науки и промышленности путем активизации трансфера технологий, образования новых технологических кампаний, пресечения недобросовестной конкуренции и «утечки» научной информации, а также созданию новых рабочих мест.
б). Задачи центров трансфера технологий.
- отбор и экспертиза инновационных проектов, обладающих коммерческим потенциалом;
- проведение технологического и патентного аудита инновационных разработок;
- охрана различных видов интеллектуальной собственности научных организаций (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программных продуктов, баз данных, новых технологий и ноу-хау);
- подготовка лицензионных соглашений, контрактов, договоров по управлению интеллектуальной собственностью, оказанию инженерно-консультационных услуг, о научно-техническом и производственном содружестве и т.п.;
- проведение оценки интеллектуального вклада в создаваемые совместные предприятия;
- правовая помощь в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции;
в).Основные направления деятельности центров трансфера технологий.
Центры трансфера технологий:
- строят свою деятельность на основе двух и многосторонних договоров и контрактов с заинтересованными научных и инновационными организациями, частными лицами и промышленными предприятиями, а также иностранными научными организациями, фирмами; российскими и международными фондами;
- формируют систему контрактного финансирования и конкурсного отбора работ, программ и проектов, выполняемых в сфере НИОКР;
- привлекают в установленном порядке для участия в исследованиях и разработках, руководстве инновационными проектами ученых и специалистов;
- формируют создание развитой научно-технической информационной среды;
- разрабатывают механизмы правовой охраны и управления интеллектуальной собственностью;
- обеспечивают эффективный менеджмент создаваемым фирмам для коммерциализации результатов научных исследований и разработок;
- осуществляют разработку и анализ эффективности программно-методического материала по коммерциализации инновационных проектов.
Статья 17. Порядок введения в действие Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации