Статья 1
Внести Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232; 2007, № 30, ст. 3807; 2009, № 39, ст. 4542) следующие изменения:
1. В статье 19:
а) абзац первый изложить в следующей редакции: «Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, электронных табло и иных временных сооружений, предназначенных для экспонирования (воспроизведения) рекламы (далее - рекламных конструкций), установленных на землях общего пользования, иных земельных участках или монтируемых (располагаемых) на зданиях или ином недвижимом имуществе, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.»;
б) дополнить предложением следующего содержания:
«Оказание услуг по распространению наружной рекламы осуществляется на основании договора об оказании услуг по распространению наружной рекламы, заключаемого в соответствии со статьей 191 настоящего Федерального закона рекламодателем и владельцем рекламной конструкции (рекламораспространителем).»;
2) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются исключительно в следующих целях:
1) для рекламы товаров, работ и услуг владельца рекламной конструкции (саморекламы);
2)для оказания рекламодателям услуг по распространению наружной рекламы, социальной рекламы.»;
3) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, а также установка и эксплуатация рекламной конструкции над дорогами, на объектах инженерной и транспортной инфраструктуры, не допускаются.»;
4) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать схеме размещения рекламных конструкций, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки поселения или городского округа, требованиям к рекламным конструкциям и их территориальному размещению, установленным техническими регламентами, нормативными актами по безопасности движения транспорта, в том числе безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.»;
5) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключаемому с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в соответствии со статьей 192 настоящего Федерального закона. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.»;
6) часть 51 изложить в следующей редакции:
«51. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги (аукцион или конкурс) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, проводятся только в отношении рекламной конструкции, указанной в схеме размещения рекламных конструкций. При этом, торги для субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся только в форме конкурса, а для иных субъектов предпринимательской деятельности проводятся только в форме аукциона. Проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, не указанной в схеме размещения рекламных конструкций, на землях общего пользования, ином земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности не допускается.»;
7) второе предложение части 53 изложить в следующей редакции: «Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории с целью оказания рекламодателям услуг по распространению наружной рекламы, социальной рекламы в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, к общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы на этой территории с целью оказания рекламодателям услуг по распространению наружной рекламы, социальной рекламы в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.»;
8) часть 54 изложить в следующей редакции:
«54 При определении общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы на данной территории одному лицу и его аффилированным лицам в целях оказания услуг по распространению наружной рекламы, социальной рекламы в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, не учитываются площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых были выданы для рекламы товаров, работ и услуг владельца рекламной конструкции в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи.»;
9) в части 55:
а) после слов «на соответствующей территории» дополнить словами «с целью оказания услуг по распространению наружной рекламы, социальной рекламы в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи»;
б) дополнить предложением следующего содержания: «В случае если участником торгов является субъект малого или среднего предпринимательства, предоставляются также документы, подтверждающие его отнесение к субъектам малого или среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).»;
10) в части 8 после слов «На период действия договора» дополнить словами «на установку и эксплуатацию рекламной конструкции»;
11) в части 9:
а) после слов «на установку» дополнить словами «и эксплуатацию»;
б) слова «или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции» заменить словами «или лица, управомоченного собственником соответствующего недвижимого имущества, либо владельца рекламной конструкции»;
12) в части 91 после слов «на установку» дополнить словами «и эксплуатацию»;
13) часть 93 изложить в следующей редакции:
«93 Лицо, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не вправе передавать права на ее установку и эксплуатацию третьим лицам в том числе: продавать, сдавать установленную рекламную конструкцию в аренду, вносить ее в качестве вклада по договору простого товарищества, заключать договоры доверительного управления, и распоряжаться правами на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в любой иной форме.»;
14) в части 10:
а) после слова «Установка» дополнить словами «и эксплуатация»;
б) во втором предложении слова «В случае самовольной установки вновь» заменить словами «В случае самовольной установки и эксплуатации»;
15) в часть 11:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником или лицом, управомоченным собственником соответствующего недвижимого имущества, если заявитель не является собственником или лицом, управомоченным собственником соответствующего недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должен быть приложен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждающий согласие этих собственников, на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.»;
б) дополнить часть пунктами 3 и 4 следующего содержания:
«3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае если соответствующее недвижимое имущество находится в частной собственности;
4) документы, подтверждающие отнесение заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в случае если заявителем является субъект малого или среднего предпринимательства.»;
16) в части 15:
а) пункты 1 – 3 изложить в следующей редакции:
«1) несоответствие рекламной конструкции требованиям, предъявляемым к конструкциям данного вида;
2) несоответствие заявленного места установки и видарекламной конструкции схеме размещения рекламных конструкций;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта, в том числе безопасности дорожного движения;»;
б) в пункте 6 слова «частями 51 - 57 и 91 настоящей статьи» заменить словами «частями 51 - 57 и 91 настоящей статьи, а также статьей 194 настоящего Федерального закона»;
17) изложить часть 17 в следующей редакции:
«17. Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции; наличие (отсутствие) у него статуса субъекта малого и среднего предпринимательства; цель установки и эксплуатация рекламной конструкции, указанную в пункте 1 или пункте 2 части 2 настоящей статьи; собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция; вид рекламной конструкции; количество, размеры и общая площадь ее информационных полей; место установки рекламной конструкции; орган, выдавший разрешение; номер разрешения, дата его выдачи и срок действия; дата окончания действия разрешения; дата заключения, срок действия и дата окончания договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; иные сведения.»;
18) дополнить частью 171 следующего содержания:
«171 Информация о договорах на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в том числе их основные положения предусмотренные частью 4 статьи 192 настоящего Федерального закона, информация о выданных разрешениях, а также сведения, содержащиеся в разрешениях в соответствии с частью 17 настоящей статьи, являются общедоступными и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;
19) в части 18:
а) в пункте 6 слова «частями 91 и 93 настоящей статьи» заменить словами «частями 91 и 93 настоящей статьи, а также частью 2 статьи 194 настоящего Федерального закона»;
б) дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:
«7) в случае несоответствия выданного разрешения требованиям, установленным частью 17 настоящей статьей – на основании предписания антимонопольного органа, с даты выдачи такого разрешения;
8) в случае несоответствия установки рекламной конструкции схеме размещения рекламных конструкций.»;
20) в части 20:
а) изложить пункт 3 в следующей редакции:
«3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций – по иску органа местного самоуправления;»;
б) изложить пункт 5 в следующей редакции:
«5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, в том числе безопасности дорожного движения - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта, безопасностью дорожного движения;»;
2. Дополнить Главу 2 статьями следующего содержания:
«Статья 191. Договор на оказание услуг по распространению наружной рекламы
1. По договору на оказание услуг по распространению наружной рекламы, владелец рекламной конструкции (рекламораспространитель) обязан в соответствии с заданием рекламодателя за плату осуществлять экспонирование (воспроизведение) рекламы на информационном поле рекламной конструкции для визуального восприятия потребителями рекламы в течение определенного периода времени.
2. В договоре на оказание услуг по распространению наружной рекламы должны быть указаны:
1) описание вида рекламной конструкции;
2) место установки (территориального размещения) рекламной конструкции;
3) наименование уполномоченного органа местного самоуправления, дата оформления и реестровый номер разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного владельцу рекламной конструкции для оказания услуг по распространению наружной рекламы, социальной рекламы;
4) площадь информационного поля рекламной конструкции;
5) период времени распространения наружной рекламы;
6) стоимость услуг по распространению наружной рекламы.
3. Услуги, оказанные рекламораспространителем по договору на распространение наружной рекламы, принимаются рекламодателем. После окончания периода времени распространения наружной рекламы рекламодатель и рекламораспространитель оформляют акт об оказании услуг по распространению наружной рекламы, подписанный обеими сторонами.
4 Заключение договора на оказание услуг по распространению наружной рекламы на рекламных конструкциях, установленных или эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, либо установленных для рекламирования собственных товаров и услуг, не допускается.
Статья 192. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
1. По договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции собственник недвижимого имущества, или лицо, управомоченное собственником соответствующего недвижимого имущества, предоставляет владельцу рекламной конструкции за плату право установить (прикрепить, расположить) рекламную конструкцию на недвижимом имуществе в определенном месте, а также осуществлять экспонирование (воспроизведение) рекламы на информационном поле рекламной конструкции и иные действия по эксплуатации рекламной конструкции в течение определенного периода времени.
2. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем шесть месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности не может содержать условия о продлении срока его действия.
3. По договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владелец рекламной конструкции обязан:
1) поддерживать в надлежащем функциональном и техническом состоянии рекламную конструкцию, установленную на недвижимом имуществе, в порядке определенном договором,
2) осуществлять эксплуатационные работы по монтажу или демонтажу, воспроизведению рекламы, не причиняя вреда имуществу собственника и иным лицам;
3) после окончания срока действия договора демонтировать рекламную конструкцию и восстановить недвижимое имущество в первоначальное состояние в месте установки рекламной конструкции.
4. В случае невыполнения обязанности по демонтажу рекламной конструкции, собственник недвижимого имущества, или лицо, управомоченное собственником соответствующего недвижимого имущества, вправе самостоятельно демонтировать рекламную конструкцию. В случае такого демонтажа расходы, понесенные собственником недвижимого имущества по демонтажу и восстановлению недвижимого имущества в первоначальное состояние, подлежат возмещению за счет владельца рекламной конструкции.
5. В договоре на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должны быть указаны:
1) цель установки рекламной конструкции, определенная в соответствии с пунктом 1 или пунктом 2 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) описание вида рекламной конструкции;
3) объект недвижимости и место его нахождения (адрес);
4) место установки (территориального размещения) рекламной конструкции на объекте недвижимости;
5) количество, размеры и общая площадь информационных полей рекламной конструкции;
6) сроки установки и эксплуатации рекламной конструкции;
7) стоимость права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции за один день.
6. После окончания периода времени установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору, владелец рекламной конструкции и собственник недвижимого имущества, оформляют акт о прекращении права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и демонтаже рекламной конструкции, подписанный обеими сторонами.
Статья 193. Схемы размещения рекламных конструкций
1. Установка рекламной конструкции на территориях муниципального района или городского округа осуществляется в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций.
2. В схеме размещения рекламных конструкций должны быть указаны технические параметры рекламных конструкций, в том числе описание их видов и площади информационных полей, а также места их установки на земельном участке, здании, строении, сооружении, находящихся в границах муниципального образования.
3. Схема размещения рекламных конструкций разрабатывается в установленном Правительством Российской Федерации порядке с учетом внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа, положений части 1 статьи 194 настоящего Федерального закона, а также требований к рекламным конструкциям и их территориальному размещению, установленных техническими регламентами, нормативными актами по безопасности движения транспорта, в том числе безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании. Схема размещения рекламных конструкций утверждается на срок 5 лет органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
4. Порядок внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций, в том числе порядок включения в нее (исключения из нее) рекламных конструкций, установленных на земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Схема размещения рекламных конструкций является общедоступной и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статья 194. Меры по реализации государственной политики вобласти развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемые при регулировании оказания услуг по распространению наружной рекламы
1. В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства при оказании услуг по распространению наружной рекламы, количество рекламных конструкций, установленных на территории муниципального образования, владельцы и рекламораспространители которых, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», должно быть не менее чем шестьдесят процентов от общего количества рекламных конструкций, установленных на территории муниципального образования.
2. Документы, подтверждающие отнесение владельца рекламной конструкции (рекламораспространителя) к субъекту малого или среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», должны предоставляться в орган государственной власти, орган местного самоуправления не реже одного раза в год.
3. В случае утраты владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, разрешение на установку и эксплуатациюрекламной конструкции аннулируется, договор на установку рекламной конструкции подлежит расторжению с момента утраты рекламораспространителем статуса субъекта малого или среднего предпринимательства.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 1, ст. 17, 25; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3296; № 31, ст. 3452) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 15 дополнить пунктом 152 следующего содержания:
«152) разработка и утверждение схем размещения рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»);»;
2) часть 1 статьи 16 дополнить пунктом 262 следующего содержания:
«262) разработка и утверждение схем размещения рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе»);».
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
2. Продление договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности заключенных до вступления в силу настоящего Федерального закона не допускается.
Президент Российской Федерации