Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 13, 45; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 31, ст. 3438; № 45, ст. 4641; № 52, ст. 5498; 2007, № 16, ст. 1825; № 17, ст. 1930; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008, 4015; № 41, ст. 4845; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3735; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158, 4164, 4191, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; 2011, № 1, ст. 23) следующие изменения:
главу 5 дополнить статьей 5.59 следующего содержания:
"Статья 5.59. Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг
1. Грубое нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, сроков предоставления государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов - иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Затребование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, документов, платы, не предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов - иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
3. Отказ уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, в приеме документов у заявителя -
влечет наложение административного штрафа на уполномоченное должностное лицо в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
4. Грубое нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти сроков регистрации запросов заявителей о предоставлении государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов - иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
5. Несоблюдение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по рассмотрению административных жалоб, порядка рассмотрения административной жалобы, выразившееся в отказе ее регистрации, нарушении сроков ее рассмотрения и принятия по ней решения, а равно заведомо неправомерный отказ в удовлетворении административной жалобы -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
6. Отказ должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок или нарушение установленного срока таких исправлений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Примечания:
1. Под грубым нарушением сроков предоставления государственных услуг понимается неоднократное (два и более раза в течение одного года) нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, сроков предоставления государственных услуг более чем на пять рабочих дней.
2. Под грубым нарушением сроков регистрации запросов заявителей о предоставлении государственных услуг понимается неоднократное (два и более раза в течение одного года) нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, сроков регистрации запросов заявителей о предоставлении государственных услуг.";
2) в части 1 статьи 23.1 цифры "5.56 - 5.58" заменить цифрами
"5.56 - 5.59";
3) в части 1 статьи 28.4 после цифр "5.58," дополнить цифрами "5.59,".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 15, ст. 2038) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8) административная жалоба (далее - жалоба) - просьба заявителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, а также организацией, участвующей в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуг (далее - организации), при получении государственных и (или) муниципальных услуг.";
2) пункт 4 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;";
3) дополнить главой 21 следующего содержания:
"Глава 21. Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а также организаций
Статья 111. Предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, а также организаций
Заявитель может обратиться с жалобой в следующих случаях:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной и (или) муниципальной услуги;
3) затребование документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной и (или) муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, необходимость предоставления которых предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами в целях предоставления государственной и (или) муниципальной услуги, у заявителя;
5) затребование платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами;
6) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных и (или) муниципальных служащих в исправлении допущенных опечаток и ошибок или нарушения установленного срока таких исправлений;
7) иные случаи нарушения прав или законных интересов заявителя при получении государственной и (или) муниципальной услуги.
Статья 112. Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы
1. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме или по телефону в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, на имя должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалоб, - заместителя руководителя соответствующего органа (территориального органа), который руководит деятельностью комиссии по рассмотрению жалоб, формируемой решением руководителя соответствующего органа из равного числа государственных или муниципальных служащих этого органа и представителей общественности. Решение комиссии имеет рекомендательный характер. Состав комиссии обновляется не реже чем один раз в три года.
Информация об уполномоченном должностном лице и составе комиссии подлежит обязательному размещению на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.
2. Жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных и (или) муниципальных служащих может быть направлена в многофункциональный центр в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также подана при личном приеме заявителя.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
3. Жалоба должна содержать:
1) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных и (или) муниципальных служащих, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства физического лица - заявителя либо наименование, сведения о месте нахождения юридического лица - заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных и (или) муниципальных служащих;
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных и (или) муниципальных служащих;
5) документы, подтверждающие доводы заявителя (при наличии), либо их копии.
4. Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных и (или) муниципальных служащих в принятии документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации.
5. По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
6. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 5 настоящей статьи, заявителю направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
7. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного или уголовного правонарушения должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб в соответствии с частью 1 настоящей статьи, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
8. Жалоба на решения и действия (бездействие) организации, участвующей в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, подается в форме заявления в суд или арбитражный суд.
Статья 113. Информационная система досудебного (внесудебного) обжалования
1. Федеральная информационная система досудебного (внесудебного) обжалования является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей:
1) возможность подачи жалобы в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и (или) муниципальных услуг либо регионального портала государственных и (или) муниципальных услуг;
2) возможность фиксации информации о содержании, ходе, сроках и результатах рассмотрения жалоб, а также ведение соответствующих баз данных;
3) возможность получения заявителем информации о ходе и результатах рассмотрения его жалобы;
4) информационный обмен с органами прокуратуры;
5) возможность оформления и регистрации жалобы, полученной по телефону.
2. Порядок создания и функционирования федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Порядок создания и функционирования региональных и муниципальных информационных систем досудебного (внесудебного) обжалования устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации