Законопроектом предлагается закрепить в Лесном кодексе право органов государственной власти субъектов РФ определять размер арендной платы в случаях, когда лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукциона. Это позволит региональным властям определять арендную плату выше минимальных ставок, утвержденных Правительством РФ.
Согласно ст. 57 Бюджетного кодекса неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы. Однако из положений Лесного кодекса можно сделать вывод, что такое превышение имеет место, только когда договор аренды лесного участка заключается по итогам проведения аукциона.
Дело в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, который рассчитывается исходя из ставок платы, утвержденных Правительством РФ. Этой нормой не предусмотрено ограничение на согласование сторонами размера арендной платы, превышающего установленный минимальный размер. Вместе с тем нормы лесного законодательства предполагают, что установить размер аренды выше минимальных ставок можно лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу аукциона формируется на основе таких минимальных ставок арендной платы, а конечная — по результатам торгов (ст. 80 Лесного кодекса РФ).
Исходя из этого при расчете арендной платы по договорам, заключаемым без проведения аукционов, лесное законодательство не позволяет применять дополнительные повышающие коэффициенты. Действия муниципальных властей, применяющих их на основании ст. 424 и 614 Гражданского кодекса РФ, нередко оспариваются в судах. При этом у арбитражных судов единой точки зрения при разрешении подобных споров нет.
Так, в постановлении от 21.09.2010 по делу № А05-20715/2009 ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу, что из буквального толкования ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ следует, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, определяемого по ставкам, утвержденным Правительством РФ, но закон не запрещает устанавливать более высокий размер арендной платы по соглашению сторон исходя из диспозитивности нормы ст. 614 ГК РФ.
ФАС Московского округа в постановлении от 06.04.2011 № КГ-А40/2642-11 занял иную позицию, решив, что лишь при проведении аукциона размер годовой арендной платы за пользование лесным участком может быть выше минимального размера арендной платы. Только в этой ситуации установленная по результатам торгов плата за пользование лесным участком в части, превышающей минимальный размер арендной платы, зачисляется в бюджет субъекта РФ.
С учетом изложенного изменения, предусмотренные законопроектом, можно рассматривать как один из вариантов решения спорного и важного для муниципальных властей вопроса. Арендаторы же лесных участков в таких изменениях вряд ли заинтересованы.
Право субъектов РФ определять размер арендной платы распространяется законопроектом на предусмотренные ст. 43—46 Лесного кодекса РФ случаи: использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Указанное право распространяется также на заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в указанных целях (п. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ).