Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления поддержки экспорта, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области поддержки экспорта, а также устанавливает особенности правового положения и деятельности Центра поддержки экспорта.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Экспорт товаров - деятельность российских субъектов предпринимательской деятельности, при которой товары, произведенные на территории Российской Федерации, вывозятся с территории Российской Федерации на территорию иностранного (союзного) государства и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами без обязательства об обратном ввозе;
Экспорт услуг - деятельность российских субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги (выполняющих работы) по предоставлению услуг (выполнению работ), осуществляемая с территории Российской Федерации на территорию иностранного (союзного) государства, либо на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг, либо путем присутствия предпринимателей-резидентов Российской Федерации или уполномоченных действовать от их имени лиц на территории иностранных государств, либо путем коммерческого присутствия на территории иностранных государств;
Коммерческое присутствие - любая допускаемая законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица;
Российский субъект предпринимательской деятельности - коммерческие организации, зарегистрированные в качестве юридического лица на территории Российской Федерации или физические лица – граждане Российской Федерации, зарегистрированные в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей;
Система поддержки экспорта – совокупность организационной структуры, полномочий участников формирования государственной политики в сфере поддержки экспорта, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих реализацию приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта, а также инфраструктуры поддержки экспорта;
Инфраструктура поддержки экспорта – система коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих меры, оказывающие стимулирующее воздействие на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации и привлекаемые для реализации государственных и негосударственных мер поддержки экспорта.
Сырьевой экспорт – экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, произведенных из них материалов, подлежащих дальнейшей переработке (сырьевые товары), перечень утверждается Правительством Российской Федерации;
Несырьевой экспорт – экспорт товаров, не входящих в перечень сырьевых товаров, определяемых Правительством Российской Федерации.
Высокотехнологичный экспорт – экспорт товаров и услуг со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, и характеризующихся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации;
Инновационный экспорт – экспорт товаров или услуг, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которых является принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции. Критерии признания экспорта инновационным устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации;
Экспорт машинно-технической продукции – экспорт машин, оборудования и транспортных средств, произведенных на территории Российской Федерации и классифицируемых по Общероссийскому классификатору продукции с 31 класса по 51 и с 60 класса по 70, а также различных видов оборудования;
Экспорт товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью – экспорт товаров и услуг, для которых характерен высокий уровень прироста стоимости на территории Российской Федерации, исчисляемый в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат производителя (поставщика) на сырье и материалы, необходимые для их производства. Требуемый уровень прироста стоимости для целей признания товара (услуги) обладающими высокой добавленной стоимостью определяется Правительством Российской Федерации.
Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Правовое регулирование в сфере поддержки экспорта
1. Законодательство Российской Федерации о поддержке экспорта основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением мер поддержки экспорта товаров и услуг из Российской Федерации в соответствии с целями и задачами, определенными документами стратегического планирования на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Приоритетные направления поддержки экспорта на федеральном уровне, включая отраслевые и территориальные приоритеты поддержки экспорта, определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Цели и принципы государственной политики в области поддержки экспорта
1. Целями государственной политики в области поддержки экспорта являются:
1) диверсификация экспорта товаров и услуг из Российской Федерации;
2) стимулирование несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг, экспорта машинно-технической продукции, а также товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
3) создание стимулирующей экспорт институциональной среды, обеспечивающей конкурентоспособные условия деятельности российских организаций на мировом рынке;
4) расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров;
5) развитие ключевых элементов инфраструктуры поддержки экспорта, обеспечивающих оказание финансовых, организационных, консультационных, маркетинговых и информационных услуг экспортерам;
6) усиление координации и взаимодействия участников системы поддержки экспорта;
7) увеличение числа российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих на постоянной основе экспорт товаров и услуг из Российской Федерации, в том числе за счет малых и средних предприятий.
2. Основными принципами государственной политики в области поддержки экспорта являются:
1) поддержка деятельности в сфере экспорта в соответствии с приоритетами, определенными документами стратегического планирования на федеральном уровне;
2) реализация мер поддержки экспорта в строгом соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;
3) развитие и поддержка экспорта, способствующего выполнению приоритетов внешней политики Российской Федерации;
4) применение мер поддержки экспорта для достижения показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования;
5) системный характер осуществления мер поддержки экспорта;
6) непрерывность осуществления поддержки экспорта;
7) эффективность мер поддержки экспорта;
8) информационная открытость при применении мер поддержки экспорта.
Статья 5. Участники системы поддержки экспорта
Участниками системы поддержки экспорта в Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации, уполномоченный федеральный органы исполнительной власти по поддержке экспорта и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, российские части межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и комиссий высокого уровня между Российской Федерацией и зарубежными странами, иные федеральные координационные и совещательные органы по поддержке экспорта, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», созданное Внешэкономбанком дочернее акционерное общество «Экспортный центр России» (далее - Центр поддержки экспорта). В число субъектов, участвующих в реализации государственной политики в сфере поддержки экспорта, входят также торгово-промышленные палаты, российские общественные объединения производителей и экспортеров, российские субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие экспорт товаров и услуг из Российской Федерации, а также иные организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки экспорта.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области поддержки экспорта
1. Правительство Российской Федерации:
1) разрабатывает и утверждает приоритеты государственной политики в области поддержки экспорта, а также пути их достижения;
2) утверждает целевые показатели эффективности мер поддержки экспорта, а также критерии оценки эффективности мер поддержки;
3) осуществляет координацию деятельности участников системы поддержки экспорта на федеральном и региональном уровнях;
4) определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта;
5) осуществляет мониторинг эффективности оказываемых мер поддержки экспорта;
6) [ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ] для целей реализации приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта осуществляет категоризацию товаров по группам сырьевого экспорта, несырьевого экспорта высокотехнологического экспорта, инновационного экспорта, экспорта машинно-технической продукции, экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью
7) осуществляет планирование бюджетных ассигнований, направляемых на осуществление поддержки экспорта, исходя из цели непрерывности поддержки экспорта.
2. [ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ] Для координации деятельности участников системы поддержки экспорта Правительство Российской Федерации создает Комиссию по поддержке экспорта. Комиссия по поддержке является координационным и совещательным органом. Положение о Комиссии и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта
1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта:
1) обеспечивает реализацию приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта;
2) формирует предложения по приоритетным направлениям поддержки экспорта и соответствующим направлениям государственной поддержки и направляет их в Правительство Российской Федерации;
3) формирует предложения в отношении целевых показателей эффективности мер поддержки экспорта, а также критериев оценки эффективности мер поддержки;
4) обеспечивает и координирует оказание государственных мер финансовой и нефинансовой поддержки экспорта в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
5) осуществляет мониторинг эффективности мер поддержки экспорта и взаимодействия участников системы поддержки экспорта;
6) осуществляет содействие расширению и диверсификации российского экспорта товаров и услуг, в том числе, через торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах (государствах);
7) направляет в Правительство Российской Федерации доклад об эффективности мер поддержки экспорта и реализации приоритетных направлений поддержки экспорта в порядке и сроки, определенные Правительством Российской Федерации;
8) обеспечивает создание, эксплуатацию и совершенствование государственной информационной системы поддержки экспорта;
9) в пределах своей компетенции готовит предложения в проект федерального закона о федеральном бюджете в части расходов на поддержку экспорта.
2. [ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ] Иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по развитию и обеспечению деятельности инфраструктуры поддержки экспорта, а также экономическому стимулированию промышленного производства (включая производство для экспорта), несут в пределах своих полномочий ответственность за реализацию приоритетов государственной политики в сфере поддержки экспорта.
Статья 8. Центр поддержки экспорта
1. Внешэкономбанк осуществляет реализацию мер по поддержке экспорта через Центр поддержки экспорта).
2. Центр поддержки экспорта:
1) обеспечивает оказание мер финансовой и нефинансовой поддержки экспорта в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
2) обеспечивает предоставление экспортерам информации, необходимой методической помощи по вопросам получения государственных мер поддержки экспорта;
3) осуществляет деятельность по финансовой поддержке экспорта в форме кредитования, страхования и иных формах в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
4) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти по вопросам оказания отдельных государственных мер поддержки экспорта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и заключенными в соответствии с ним двусторонними меморандумами о сотрудничестве;
5) осуществляет разработку и реализацию информационных программ в сфере экспортной деятельности;
6) взаимодействует с некоммерческими организациями, выражающими интересы российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих экспорт товаров и услуг, а равно с иностранными некоммерческими организациями, по вопросам поддержки экспорта из Российской Федерации;
7) взаимодействует с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам поддержки экспорта в части выработки предложений по приоритетным направлениям поддержки экспорта и соответствующим направлениям государственной поддержки.
3. На деятельность Центра по поддержке экспорта, а равно на деятельность его дочерних и зависимых обществ не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности и организации страхового дела в Российской Федерации. Центр по поддержке экспорта и его дочерние и зависимые общества осуществляют деятельность по финансовой поддержке экспорта в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, без получения разрешения (лицензии).
4. Центр поддержки экспорта и его дочерние и зависимые хозяйственные общества вправе являться единственным участником других хозяйственных обществ, состоящих из одного лица. Дочерние и зависимые хозяйственные общества Центра поддержки экспорта вправе являться единственным участником других хозяйственных обществ, состоящих из одного лица.
5. В фирменное наименование Центра по поддержке экспорта и его дочерних и зависимых хозяйственных обществ допускается включение официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.
6. Внешэкономбанк осуществляет свои права акционера в отношении Центра поддержки экспорта на основании решений наблюдательного совета Внешэкономбанка.
Статья 9. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере поддержки экспорта
Субъекты Российской Федерации в сфере поддержки экспорта:
1) участвуют в осуществлении государственной политики в сфере поддержки экспорта;
2) разрабатывают и реализовывают региональные программы поддержки экспорта с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) проводят анализ и реализацию финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития экспорта и эффективности применения мер по его наращиванию, прогноз развития экспорта в субъектах Российской Федерации;
4) формируют предложения в отношении целевых показателей эффективности мер поддержки экспорта, а также критериев оценки эффективности мер поддержки;
5) формируют инфраструктуру поддержки экспорта в субъектах Российской Федерации и обеспечивают ее деятельность;
6) осуществляют мониторинг эффективности оказываемых мер поддержки экспорта в рамках региональных программ поддержки экспорта;
7) осуществляют методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию экспорта на территориях муниципальных образований;
8) осуществляют информационное обеспечение экспортной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
9) формируют координационные или совещательные органы в области развития экспорта на уровне субъектов Российской Федерации.
Глава 2. МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА
Статья 10. Виды мер поддержки экспорта
1. Для обеспечения реализации приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта могут применяться финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта.
2. К финансовым мерам поддержки экспорта относятся:
1) финансирование экспорта в форме кредитования;
2) обеспечение исполнения обязательств в рамках экспорта;
3) страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
4) международные факторинговые операции;
5) субсидии для стимулирования экспортного потенциала из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) иные меры.
3. К нефинансовым мерам поддержки экспорта относятся:
1) поддержка выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, рекламных и имиджевых мероприятия за рубежом;
2) поддержка регистрации и/или правовой охраны за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и/или товаров и услуг;
3) поддержка осуществления сертификации товаров (работ, услуг) на зарубежных рынках;
4) информационно-консультационная поддержка;
5) консультационно-техническая и организационная поддержка торговых представительств Российской Федерации в иностранном государстве (государствах);
6) реализация информационных программ в сфере экспортной деятельности;
7) обеспечение защиты интересов и законных прав экспортеров на внешних рынках;
8) создание единого портала поддержки экспорта;
9) иные меры.
4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Внешэкономбанк, Центр поддержки экспорта в рамках своих полномочий, а также иные организации вправе осуществлять иные меры поддержки экспорта.
Статья 11. Финансирование экспорта в форме кредитования
1. В рамках реализации возложенных на него полномочий Центр поддержки экспорта и его дочерние и зависимые общества осуществляют финансирование экспортной деятельности в форме кредитования российских экспортеров товаров и услуг, а также российских субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, а также российских, иностранных кредитных организаций, международных финансовых организаций, осуществляющих финансовую поддержку указанных лиц.
2. Порядок оказания Центром услуг финансирования экспортных кредитов определяется Постановлением Правительства Российской Федерации.
3. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками системы поддержки экспорта в порядке, определенном действующим законодательством.
Статья 12. Обеспечение исполнения обязательств в рамках экспорта
1. Внешэкономбанк, Центр поддержки экспорта, его дочерние и зависимые общества осуществляют гарантийную поддержку экспорта российских товаров (работ, услуг), включая осуществление Внешэкономбанком, Центром поддержки экспорта, его дочерними и зависимыми обществами функций агента при обеспечении государственных гарантий российским экспортерам товаров и услуг, российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта товаров и услуг.
2. Внешэкономбанк, Центр поддержки экспорта, его дочерние и зависимые общества также вправе предоставлять обеспечение исполнения обязательств иностранных контрагентов, а также российских экспортеров, в том числе посредством выдачи банковских гарантий, заключения договоров поручительства и иными способами.
3. Правила и порядок осуществления деятельности, указанной в настоящей статье, определяется Постановлением Правительства Российской Федерации.
4. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками системы поддержки экспорта в соответствии с действующим законодательством.
Статья 13. Страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков
1. Центр поддержки экспорта, его дочерние и зависимые общества вправе осуществлять страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков российских экспортеров товаров (работ, услуг), российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, а также российских, иностранных кредитных организаций, международных финансовых организаций и (или) Внешэкономбанка, осуществляющих финансовую поддержку указанных лиц.
2. Для осуществления Центром поддержки экспорта и его дочерними и зависимыми обществами указанной деятельности может предоставляться финансовая поддержка со стороны Внешэкономбанка в виде гарантий и (или) в иных формах, а также государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Правила осуществления Центром поддержки экспорта деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками системы поддержки экспорта в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Международные факторинговые операции
1. В рамках реализации возложенных на него полномочий Центр поддержки экспорта и его дочерние и зависимые общества вправе оказывать услуги международного факторинга.
2. Порядок оказания Центром услуг международного факторинга определяется Постановлением Правительства Российской Федерации.
3. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками системы поддержки экспорта в соответствии с действующим законодательством.
Статья 15. Субсидии для стимулирования экспортного потенциала из бюджетов бюджетной системы
1. Федеральные органы исполнительной власти в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации, вправе предоставлять субсидии, направленные на стимулирование экспортного потенциала российских экспортеров. Указанные субсидии могут включать в себя:
1) субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
2) субсидии на возмещение затрат кредитных организаций, Внешэкономбанка, Центра поддержки экспорта и его дочерних и зависимых обществ по предоставлению кредитов иностранным покупателям экспортируемых товаров и услуг;
3) Субсидии на возмещение части затрат, связанных с регистрацией и (или) правовой охраной за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг).
2. Предоставление субсидий, направленных на стимулирование экспортного потенциала российских производителей, осуществляется в строгом соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, в том числе в рамках Всемирной торговой организации.
3. Субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть предоставление субсидий, направленных на стимулирование экспортного потенциала российских экспортеров в рамках региональных программ поддержки экспорта.
Статья 16. Выставочно-ярмарочная и экспозиционная деятельность, рекламные и имиджевые мероприятия за рубежом
1. С целью стимулирования спроса на экспортируемые товары и услуги на иностранных рынках уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта с учетом предложений Центра поддержки экспорта ежегодно утверждает программу поддержки участия российских экспортеров в рекламных, имиджевых мероприятиях и бизнес-миссиях за рубежом. Порядок привлечения российских экспортеров к участию в указанных мероприятиях определяется нормативным актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти по поддержке экспорта.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта осуществляет взаимодействие с выставочными организациями, торгово-промышленными палатами, отраслевыми ассоциациями, прочими организациями различных форм собственности для обеспечения наиболее эффективного участия российских экспортеров в выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности за рубежом. Порядок продвижения экспортируемых товаров и услуг в рамках выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности за рубежом определяется документами стратегического планирования и нормативными актами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта с учетом приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта.
Статья 17. Информационно-консультационная поддержка
1. Оказание информационной поддержки экспортерам осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (включая его заграничный аппарат), органами власти субъектов Российской Федерации, Центром поддержки экспорта и его дочерними и зависимыми обществами, а также иными организациями.
2. Указанные консультационные центры обеспечивают экспертную поддержку экспортеров по вопросам выхода на иностранные рынки, а также оказывают услуги по подготовке документов, необходимых для обращения за получением мер поддержки экспорта, предусмотренных настоящим законом.
Статья 18. Консультационно-техническая и организационная поддержка экспорта в рамках торговых представительств Российской Федерации в иностранном государстве (государствах)
1. По согласованию с Правительством Российской Федерации для осуществления консультационно-технической и организационной поддержки экспорта на территории иностранных государств, уполномоченные представители Центра поддержки экспорта направляются в состав торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах без включения в их штатную численность.
2. Порядок и условия деятельности представителей Центра поддержки экспорта, направляемых для работы в иностранных государствах в составе торговых представительств Российской Федерации, определяется соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, и Центром поддержки экспорта, по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Реализация информационных программ и тренингов в сфере экспортной деятельности
1. В рамках реализации возложенных на него полномочий Центр поддержки экспорта обеспечивает реализацию информационных программ и тренингов в сфере экспортной деятельности, направленных на повышение осведомленности экспортеров о государственном регулировании экспорта товаров и услуг, порядке и особенностях прохождения процедур, необходимых для экспорта товаров и услуг, особенностях экспорта на отдельные рынки, минимизации рисков применения ограничений против экспортируемых товаров и услуг на иностранных рынках, порядке получения мер поддержки экспорта.
2. Деятельность, указанная в настоящей статье, также может осуществляться иными участниками инфраструктуры поддержки экспорта в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20. Защита интересов и законных прав российских экспортеров на внешних рынках
1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта в пределах компетенции оказывает содействие в защите законных интересов экспортеров при осуществлении ими экспортной деятельности на внешних рынках. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта осуществляет сбор информации о мерах тарифного и нетарифного регулирования, их изменениях в иностранных государствах (союзах государств), которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на экспортный потенциал российских товаров и услуг.
2. Федеральные органы исполнительной власти, а также Центр поддержки экспорта направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта информацию о мерах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выявленных в рамках своей деятельности.
Статья 21. Создание единого портала поддержки экспорта
1. В целях систематизации и размещения в открытом доступе на едином ресурсе в сети «Интернет» сведений в области экспорта товаров и услуг и обеспечения реализации приоритетов государственной политики в области поддержки экспорта уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по поддержке экспорта [ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ – Центр поддержки экспорта] создает единый информационный портал поддержки экспорта.
2. Единый портал поддержки экспорта создается в целях обеспечения экспортеров следующей информацией:
1) информация о порядке и особенностях прохождения процедур, необходимых для экспорта товаров и услуг;
2) информация о мерах финансовой и нефинансовой поддержки экспорта, реализуемых на федеральном и региональных уровнях, порядке и условиях их получения;
3) обзоры действующих и перспективных рынков для экспорта российских товаров и услуг;
4) информация о мерах по поддержке экспорта, принимаемых в иностранных юрисдикциях;
5) обзоры процедур доступа на иностранные рынки товаров и услуг;
6) информация о предстоящих международных выставочно-ярмарочных мероприятиях на территории Российской Федерации и в иностранных государствах;
7) информация о порядке доступа на иностранные рынки государственных закупок, официально объявленных тендерах и аукционах на поставку товаров или услуг;
8) информация о предложениях и намерениях деловых кругов по установлению контактов и развитию проектов экспорта товаров и услуг из Российской Федерации;
9) информация о зарубежных предприятиях-импортерах и крупных национальных дистрибьюторах;
10) информация о тарифных и нетарифных ограничениях, которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на экспортный потенциал российских товаров и услуг.
3. Единый информационный портал должен содержать инструменты оперативного дистанционного консультирования экспортеров по вопросам, касающимся поддержки экспорта, в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по поддержке экспорта.
Глава 3. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА
Статья 22. Источники финансирования мер поддержки
1. Финансирование расходов, связанных с оказанием государственных мер поддержки экспорта, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых уполномоченному федеральному органу исполнительной власти по поддержке экспорта и иным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями.
2. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных уполномоченному органу и иным федеральным органам исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями на осуществление мер поддержки экспорта, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и Счетной палатой Российской Федерации.
3. Финансирование расходов, связанных с оказанием мер поддержки экспорта Центром поддержки экспорта, осуществляется Внешэкономбанком за счет взносов в уставный капитал Центра, выдачи банковских гарантий, а равно в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации может оказывать центру поддержки экспорта необходимую финансовую поддержку в виде предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации и в иных формах в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Требования к деятельности Центра в связи с предоставлением ему государственной поддержки в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Российской Федерации, определяются в порядке, установленном в отношении соответствующего вида государственной поддержки.
5. Финансирование мер поддержки экспорта, реализуемых в рамках региональных программ поддержки экспорта, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Отчетность Центра поддержки экспорта и финансовое планирование поддержки экспорта
Центр поддержки экспорта предоставляет Внешэкономбанку отчет о своей деятельности по реализации полномочий, предусмотренных настоящим законом, в порядке и в сроки, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Вступление в силу закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Статья 25. Внесение изменений в отдельные законодательные акты