Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2003, № 1, ст. 6; № 28, ст. 2886; 2004, № 31, ст. 3231; 2005, № 30, ст. 3112; 2006, № 12, ст. 1233; 2007, № 23, ст. 2691; 2008, № 30, ст. 3611; 2009, № 30, ст. 3739; 2012, № 26, ст. 3447; 2014, № 14, ст. 1544; № 48, ст. 6660, ст. 6663; 2015, № 1, ст. 30; № 29, ст. 4358; 2016, № 1, ст. 16) следующие изменения:
1) в статье 34612:
а) в пункте 2:
в абзаце первом слова «45 млн. рублей» заменить словами «90 млн. рублей»;
б) первое предложение абзаца первого подпункта 14 изложить в следующей редакции:
«14) организации, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьями 105.1 и 105.2 настоящего Кодекса.»;
в) подпункт 16 пункта 3 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
«Субъекты Российской Федерации вправе увеличивать для отдельных категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности установленное настоящим подпунктом ограничение по остаточной стоимости основных средств, но не более чем до 150 млн. рублей.
Установленное настоящим подпунктом ограничение по остаточной стоимости основных средств применяется также в отношении индивидуальных предпринимателей;»;
2) в статье 34613:
а) в пункте 4:
в абзаце первом слова «60 млн. рублей» заменить словами «120 млн. рублей»;
б) в пункте 4.1 слова «60 млн. рублей» заменить словами «120 млн. рублей»;
3) в статье 34620:
а) второе предложение пункта 1 изложить в следующей редакции «Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от размера доходов, средней численности работников, видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков.»;
б) второе предложение пункта 2 изложить в следующей редакции «Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от размера доходов, средней численности работников, видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков.»;
в) в абзаце третьем пункта 3 после слов «в зависимости от» дополнить словами «размера доходов, средней численности работников, а также»;
г) в пункте 4:
в абзаце первом после слов «индивидуальных предпринимателей» дополнить словами «, выбравшими объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов,»;
в абзаце втором второе предложение изложить в следующей редакции: «Индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 34618 настоящего Кодекса.»;
4) последний абзац пункта 3.1 статьи 34621 признать утратившим силу;
5) в статье 34626:
а) подпункты 2 - 14 пункта 2 признать утратившими силу;
б) абзацы четвертый и пятый пункта 2.1 признать утратившими силу;
в) в пункте 2.2:
в абзаце первом подпункта 1 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;
в подпункте 2 первое предложение изложить в следующей редакции
«2) организации, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.»;
подпункты 4 и 5 признать утратившими силу;
г) в пункте 2.3 слова «или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей» исключить;
д) в пункте 4:
абзац второй исключить;
в абзаце третьем слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;
е) в пункте 8 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;
ж) в пункте 9 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;
6) в статье 34627:
а) абзац пяты изложить в следующей редакции:
«К1 – коэффициент дефлятор, устанавливаемый на один календарный год или несколько календарных лет;»;
б) абзац шестой изложить в следующей редакции:
«К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе место осуществления предпринимательской деятельности, сезонность и режим работы;»;
в) абзацы восьмой – тридцать шестой признать утратившими силу;
г) в абзаце тридцать седьмом слова «за каждый календарный месяц налогового периода» заменить словами «за налоговый период»;
д) абзацы тридцать восьмой – сорок первый признать утратившими силу;
7) в статье 34628:
а) в абзацах первом и втором пункта 1 слова «и индивидуальные предприниматели» исключить;
б) в пункте 2:
в абзаце первом слова и индивидуальные предприниматели» исключить;
абзац третий признать утратившим силу;
в абзаце четвертом слова « «или индивидуального предпринимателя» исключить;
в) в пункте 3:
в абзаце первом слова «или индивидуальные предприниматели» и «или индивидуального предпринимателя» исключить;
в абзаце втором слова «или индивидуального предпринимателя» исключить;
в абзаце шестом слова «или индивидуального предпринимателя» исключить;
г) пункт 4 признать утратившим силу;
8) в статье 34629:
а) таблицу пункта 3 изложить в следующей редакции:
Вид предпринимательской деятельности |
Физический показатель |
Базовая доходность в месяц (рублей) |
1 |
2 |
3 |
Оказание бытовых услуг |
Количество работников
|
7 500 |
б) в пункте 10:
в абзаце первом слова «или индивидуального предпринимателя» исключить;
в абзаце втором слова «или индивидуального предпринимателя» исключить;
в абзаце третьем слова «или индивидуального предпринимателя» и «или индивидуальным предпринимателем» исключить;
9) в статье 34632:
а) пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
«4) расходов по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца, если до осуществления таких расходов налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не требовалось применения контрольно – кассовой техники. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов за налоговый период.»;
б) в пункте 2.1:
в абзаце первом слова «в пункте 2» заменить словами «в подпунктах 1 - 3 пункта 2»;
в абзаце втором слова «в настоящем пункте» заменить словами «в пункте 2»;
абзац третий признать утратившим силу;
10) в статье 34643:
а) в абзаце первом пункта 3 цифры «47» заменить цифрами «48»;
б) в пункте 5 слова «осуществляемым индивидуальным предпринимателем» заменить словами «в отношении которых индивидуальным предпринимателем применяется патентная система налогообложения.»;
в) в абзаце четвертом подпункта 3 пункта 8 цифры «47» заменить цифрами «48»;
11) пункт 1 статьи 34651 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
Налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную сумму налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца, если до осуществления таких расходов налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, не требовалось применение контрольно – кассовой техники. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов за налоговый период (календарный год).
Статья 2
Приостановить до 1 января 2021 года действие положений абзаца второго пункта 2 статьи 34612 и абзаца четвертого пункта 4 статьи 34613 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2003, № 28, ст. 2886: 2005, № 30, ст. 3112; 2007, № 23, ст. 2691; 2012, № 26, ст. 3447; 2014, № 48, ст. 6660).
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Подпункт «б» пункта 1, пункты 2, 3, абзацы третий и четвертый подпункта «в», пункты 4, 9 и 11 статьи 1 вступают в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Подпункты «а» и «б», абзацы первый второй, четвертый и пятый подпункта «в», подпункты «г» - «ж» пункта 5, подпункты «в» - «д» пункта 6, пункты 7 и 8 статьи 1 вступают в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» разработан в целях реализации пунктов 74 – 76, 78 и 80 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году.
Целью законопроекта является совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентной системы налогообложения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), в том числе устранение дублирования таких систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей.
1. В упрощенную систему налогообложения вносятся следующие изменения.
Пунктами 1 и 2 статьи 1 законопроекта вносятся поправки в пункт 2 статьи 34612 и пункты 4 и 4.1 Кодекса, согласно которым ограничение по доходам за 9 месяцев года в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, увеличивается с 45 млн. рублей (с учетом индексации на 2016 год – 59,8 млн. рублей) до 90 млн. рублей.
Соответственно ограничение по доходам для применения упрощенной системы налогообложения за налоговый (отчетный) период увеличивается с 60 млн. рублей (с учетом индексации на коэффициент – дефлятор на 2016 год -79,74 млн. рублей) до 120 млн. рублей. При этом ежегодная индексация на коэффициент - дефлятор К1 указанных предельных размеров доходов приостанавливается до 2021 года (статья 2 законопроекта).
Субъектам Российской Федерации предоставляется право увеличивать для отдельных категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности увеличивать ограничение по остаточной стоимости основных средств со 100 млн. рублей до 150 млн. рублей. При этом указанное ограничение по остаточной стоимости основных средств будет применяться также в отношении индивидуальных предпринимателей.
Вносится изменение в подпункт 14 пункта 3 статьи 34612 Кодекса, которым уточняется норма об ограничении права применять упрощенную систему налогообложения организациям, в которых есть доля участия других организаций. Согласно новой редакции указанной нормы ограничение на применение упрощенной системы налогообложения будет применяться в отношении организаций, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьями 105.1 и 105.2 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предусматривается внести изменения в статью 34620 Кодекса, которыми расширяются права по установлению дифференцированных налоговых ставок, которые могут снижены не только в зависимости от видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков, но и в зависимости от размера доходов и средней численности работников.
Изменения, вносимые пунктом 4 статьи 1 законопроекта в пункт 3.1 статьи 34621 Кодекса предусматривают исключение нормы, предусматривающей, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
Законодательством не определено относятся ли страховые взносы с доходов свыше 300 тыс. рублей к фиксированным платежам. Поэтому исключение указанной нормы позволит индивидуальным предпринимателям учитывать при уменьшении налога все страховые взносы, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от порядка их начисления.
Аналогичная поправка предусматривается для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход - индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих выплаты физическим лицам (подпункт «б» пункта 9 статьи 1 законопроекта).
2. Изменения, вносимые в систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пункты 5 - 9 статьи 1 законопроекта) предусматривают постепенное сокращение сферы применения указанной системы налогообложения.
С 1 января 2018 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет применяться только организациями и только в отношении бытовых услуг населению.
При этом в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в пункт 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», разработанным в связи с проектом федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», срок полной отмены действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переносится с 1 января 2018 года на 1 января 2021 года.
Вносится изменение в подпункт 2 пункта 2.2 статьи 34612 Кодекса, которым уточняется норма об ограничении права применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности организациям, в которых есть доля участия других организаций. Согласно новой редакции указанной нормы ограничение на применение указанной системы налогообложения будет применяться в отношении организаций, в деятельности которых участвуют взаимозависимые лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьями 105.1 и 105.2 Кодекса.
В целях стабилизации налоговой нагрузки по единому налогу на вмененный доход корректируется порядок установления коэффициента - дефлятора К1 для применения указанного налога. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 34627 Кодекса, согласно которым коэффициент - дефлятор К1 может устанавливаться как на один календарный год, так и на несколько календарных лет.
Пунктом 9 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 34632 Кодекса, предоставляющие право налогоплательщикам единого налога на вмененный доход уменьшать сумму налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца, если до осуществления таких расходов налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась указанная система налогообложения, не требовалось применения контрольно – кассовой техники. При этом сумма налога не может быть уменьшена за налоговый период на сумму страховых взносов и расходов по приобретению контрольно – кассовой техники более чем на 50 процентов.
3. Пунктом 11 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в пункт 1 статьи 34651 Кодекса, которыми налогоплательщикам патентной системы налогообложения предоставляется право уменьшать исчисленную сумму налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца, если до осуществления таких расходов налогоплательщиком при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, не требовалось применение контрольно – кассовой техники. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов за налоговый период (календарный год).
4. Согласно статье 3 законопроекта федеральный закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых указанной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Так, положения предусматривающие повышение предельного значения по доходам до 120 млн. рублей по упрощенной системе налогообложения, а также предоставление права налогоплательщикам единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения уменьшать сумму налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники вступают в силу с 1 января 2017 года.
Положения, предусматривающие отмену права индивидуальным предпринимателям применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и сокращение видов предпринимательской деятельности по указанному режиму налогообложения, вступают в силу с 1 января 2018 года.
Реализация мер, предусмотренных законопроектом, не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.