Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственного (муниципального) заказа на оказание от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, порядок отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, порядок осуществления контроля за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг, регулируемые Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (включая высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования), отдельных государственных (муниципальных) услуг в сфере охраны здоровья, определенных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере – государственные (муниципальные) услуги, оказываемые физическим лицам в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, кинематографии, архивного дела, туризма, а также государственные (муниципальные) услуги, оказываемые в иных отраслях социальной сферы, включенные в ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг (работ), сформированные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
2) уполномоченный орган – федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченный на основании утвержденного им государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, принимать бюджетные обязательства соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
3) исполнители государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере - оказывающие на основании договора (соглашения), заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, а также, если иное не установленно федеральным законом индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг (далее – исполнитель услуг);
4) отбор исполнителей услуг - совокупность действий, которые осуществляются уполномоченным органом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, также потребителем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, при определении исполнителей услуг в социальной сфере конкурентными способами;
5) потребитель государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере – физическое лицо, имеющее в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования право на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на безвозмездной основе, а в случаях, установленных федеральным законом, за плату (частичную плату) (далее – потребитель услуг);
6) сертификат на получение государственных (муниципальной) услуги в социальной сфере – именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, получить от выбранного им исполнителя услуг государственную (муниципальную) услугу в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, с учетом особенностей, установленных законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации в части индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также определенного качества в установленных федеральным законом случаях, и право исполнителя услуги получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на возмещение затрат, связанных с оказанием услуги в соответствии с договором (соглашением), заключенным с уполномоченным органом (далее – сертификат);
7) государственный (муниципальный) заказ – документ, устанавливающий основные показатели объема и качества или объема оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, категории потребителей таких услуг, а также содержащий указание на способ исполнения такого заказа (далее – государственный (муниципальный) заказ).
Статья 3. Формирование и исполнение государственного (муниципального) заказа
1. Государственный (муниципальный) заказ формируется уполномоченным органом на срок, соответствующий установленному уполномоченным органом сроку (предельному сроку) оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и в предусмотренных федеральным законом случаях может предусматривать объем оказания таких услуг на плановый период, корректируемый с учетом распределения указанного объема по результатам отбора исполнителей услуг.
2. Порядок формирования уполномоченным органом государственного (муниципального) заказа, в том числе его форма, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральным законом, объем оказания государственных услуг в социальной сфере, в отношении которого федеральный государственный заказ формируется путем установления государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (за исключением государственного (муниципального) задания, предусмотренного абзацем пятым части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Порядком формирования соответственно регионального (муниципального) заказа, указанным в абзаце первом настоящей части, устанавливаются правила определения минимального объема оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которого региональный государственный заказ (муниципальный заказ) формируется органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) в установленной сфере деятельности путем установления государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (за исключением государственного (муниципального) задания, предусмотренного абзацем пятым части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), если иное не установлено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации (правовым актом представительного органа муниципального образования).
3. При формировании государственного (муниципального) заказа в объем такого заказа включается, в том числе объем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых государственными (муниципальными) казенными учреждениями на основании государственного (муниципального) задания в случае оказания ими государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
4. Уполномоченный орган утверждает государственный (муниципальный) заказ не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения главным распорядителям бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение государственного (муниципального) заказа.
5. Информация об утвержденном государственном (муниципальном) заказе (изменениях в государственный (муниципальный) заказ) включается в реестр государственных (муниципальных) заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее – Реестр заказов).
Порядок формирования Реестра заказов, в том числе включаемые в него информация и документы, сроки размещения таких информации и документов на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также орган, уполномоченный на ведение такого реестра, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Исполнением государственного (муниципального) заказа является достижение показателей объема и качества или объема оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, с учетом допустимых возможных отклонений от показателей объема, установленных при формировании такого заказа. При формировании государственного (муниципального) заказа уполномоченный орган вправе устанавлиать допустимые возможные отклонения от показателей качества.
7. В целях исполнения государственного (муниципального) заказа уполномоченный орган заключает с исполнителями услуг договоры (соглашения), указанные в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания с государственным (муниципальным) учреждением, для которого в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке сформировано такое задание, либо в случаях, установленных Федеральным законом «О государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О концессионных соглашениях», соглашение о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, концессионное соглашение без проведения конкурса.
8. Заключение договоров (соглашений), указанных в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, до доведения уполномоченному органу как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение государственного (муниципального) заказа не допускается.
9. Отчет об исполнении государственного заказа Российской Федерации, регионального государственного заказа, муниципального заказа включается в Реестр заказов уполномоченным органом по форме и в срок, установленные соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации к форме отчета и порядку его формирования и размещения.
Уполномоченный орган формирует отчет, предусмотренный настоящей частью, на основании отчетов исполнителей услуг об исполнении договоров (соглашений), предусмотренных частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, и отчетов о выполнении государственного (муниципального) задания.
10. Финансовое обеспечение государственного (муниципального) заказа путем заключения соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется на основании определенных в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, рассчитанных на основании базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, с учетом затрат на содержание имущества, используемого для оказания государственной (муниципальной) услуги, включая суммы резерва на полное восстановление состава объектов указанного имущества, формируемого в порядке, установленном соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Объем финансового обеспечения государственного (муниципального) заказа в случае отбора исполнителей услуг определяется в порядке, установленном для определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
11. Изменения в государственный (муниципальный) заказ могут быть внесены по итогам отбора исполнителей услуг в течение 5 дней со дня завершения такого отбора.
Статья 4. Способы отбора исполнителей услуг
1. В целях исполнения государственного (муниципального) заказа (за исключением государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказание которых в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона осуществляется путем установления государственного (муниципального) задания), уполномоченный орган проводит отбор исполнителей услуг либо формирует Реестр исполнителей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в соответствии с сертификатом (далее – Реестр исполнителей по сертификату).
2. Способами отбора исполнителей услуг являются:
1) проведение конкурса на заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионного соглашения;
2) отбор обозначенным в сертификате потребителем исполнителя услуг из Реестра исполнителей по сертификату;
3) конкурс (аукцион) на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
3. По результатам отбора исполнителей услуг уполномоченный орган заключает в соответствии со способом отбора исполнителей:
1) соглашение о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионное соглашение;
2) договор о возмещении затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с сертификатом в случае предоставления в уполномоченный орган сертификата указанным исполнителем;
3) договор об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
В случаях, установленных федеральным законом, по результатам конкурса или аукциона на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере с победителем отбора – государственным (муниципальным) учреждением, в отношении которого уполномоченный орган осуществляет функции и полномочия учредителя, может заключаться соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
4. В случае если по результатам конкурса (аукциона), проводимого в соответствии с порядком, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере уполномоченный орган не заключает такие договоры, уполномоченный орган вносит изменения в утвержденный государственный (муниципальный) заказ и заключает соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания с государственным (муниципальным) учреждением, в отношении которого он осуществляет функции и полномочия его учредителя.
5. Порядок проведения конкурса (аукциона) на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом общих требований, определенных Правительством Российской Федерации.
Общие требования, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, в том числе устанавливают порядок принятия решения о выборе способа отбора исполнителей услуг, порядок использования стоимостных критериев, а также порядок учета квалификации участника отбора при оценке предложений, поданных участниками отбора, требования к участникам такого отбора, порядок объявления об отборе, отмены отбора, порядок изменения и отзыва предложений, поданных участниками отбора, особенности документооборота при отборе, а также порядок осуществления отбора нового исполнителя услуг в случае расторжения договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, заключенного по результатам отбора, предусмотренного настоящей статьей, по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом может быть установлен запрет на использование стоимостных критериев при оценке предложений, поданных участниками отбора исполнителей услуг, проводимого в соответствии с настоящей частью.
В качестве требования к участникам отбора, проводимого в соответствии с настоящей частью, может быть указано требование к штатной численности участника отбора (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенное образование и квалификацию), структуре и оснащению обрудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, иные требования, установленные общими требованиями, предусмотренными абзацем вторым настоящей части.
6. В целях осуществления отбора исполнителей услуг из Реестра исполнителей услуг по сертификату уполномоченный орган на основании заявок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг формирует указанный реестр.
Порядок формирования Реестра исполнителей услуг по сертификату, в том числе порядок представления заявок на включение в такой реестр и включения в него решений, указанных в части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Исполнение государственного (муниципального) заказа путем заключения соглашения о финансовом обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания
1. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в целях исполнения государственного (муниципального) заказа уполномоченный орган утверждает государственному (муниципальному) учреждению, в отношении которого он осуществляет функции и полномочия его учредителя, государственное (муниципальное) задание и заключает в соответствии с бюджетным законодательством Росийской Федерации соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
2. Соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания заключается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Статья 6. Исполнение государственного (муниципального) заказа путем заключения договоров (соглашений) по итогам отбора исполнителей услуг
1. Исполнение государственного (муниципального) заказа путем заключения договоров, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, осуществляется в случае, если в установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией порядке принято решение о невозможности (неэффективности) заключения соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, концессионного соглашения, предусматривающего оказание потребителям услуг государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
2. В случае если оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере предусмотрено проектом государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, концессионным соглашением, объем оказания такой услуги, оказываемой исполнителями услуг на основании иных видов договоров (соглашений), предусмотренных настоящим Федеральным законом, не может включать объем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых в соответствии с соглашением о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, концессионным соглашением.
3. Исполнение государственного (муниципального) заказа путем заключения договора о возмещении затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в соответствии с сертификатом осуществляется в случае если определен перечень потребителей услуг, имеющих право на получение государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с сертификатом.
Договор, предусмотренный настоящей частью, может быть заключен с исполнителем услуг в отношении нескольких потребителей услуг.
4. В случаях, не предусмотренных частями 1 – 3 настоящей статьи, исполнение государственного (муниципального) заказа осуществляется путем заключения договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Статья 7 Особенности исполнения государственного (муниципального) заказа путем заключения соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений
1. Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, концессионного соглашения, предусматривающих оказание потребителям услуг государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, регулируются федеральными законами «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О концессионных соглашениях» соответственно.
2. Положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, указанным в части 1 настоящей статьи, в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «О концессионных соглашениях».
3. Соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, концессионные соглашения, предусматривающие оказание потребителям услуг государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, наряду с предусмотренными статьей 12 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьей 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» условиями, должны включать в себя условия, предусмотренные частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статья 8 Особенности исполнения государственного (муниципального) заказа путем заключения договора о возмещении затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в соответствии с сертификатом
1. Правительство Российской Федерации утверждает общие требования к форме и содержанию сертификата.
2. Сертификат формируется в электронном виде в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, местной администрацией с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации, если федеральным законом не предусмотрена возможность получения сертификата на бумажном носителе.
3. Информация о потребителях услуг, получающих государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере в соответствии с сертификатом (далее – получатель сертификата), вносится в реестр, формируемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
4. Получатель сертификата вправе получить государственную (муниципальную) услугу в социальной сфере, на оказание которой выдан сертификат, в объеме и (или) качестве, превышающем установленные сертификатом показатели объема и (или) качества. В случае, если стоимость оказания такой услуги превышает определенный сертификатом объем финансового обеспечения ее оказания, получатель сертификата возмещает указанную разницу за счет собственных средств в соответсвии с договором, предусмотренным частью 5 статьи 9 настоящего Федерального закона.
5. Получатель сертификата вправе получить государственную (муниципальную) услугу в социальной сфере от исполнителя услуг, включенного в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона в Реестр исполнителей услуг по сетрификату.
6. По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в случае уменьшения доведенных уполномоченному органу как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение государственного (муниципального) заказа возмещение затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с сертификатом, который не был предъявлен получателем сертификата на день принятия указанного в настоящей части решения, может быть меньше объема финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, включенного в сертификат.
7. Исполнитель услуг, исключенный из Реестра исполнителей услуг по сертификату в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, не вправе принимать сертификаты, начиная со дня его исключения из указанного Реестра.
Глава 2. Заключение и исполнение договоров (соглашений), заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг
Статья 9. Требования к договорам (соглашениям), заключаемым по результатам отбора исполнителей услуг
1. Договоры (соглашения) заключаемые уполномоченным органом по результатам отбора исполнителей услуг, должны включать следующие существенные условия:
наименование государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;
категория потребителей услуг;
содержание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и условия (формы) ее оказания;
показатели, характеризующие объем и качеств или объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;
сведения о допустимых (возможных) отклонениях от установленных показателей, характеризующих объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;
порядок оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;
порядок информирования потребителей услуг;
основания для досрочного прекращения договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг, предусмотренные статьей 12 настоящего Федерального закона;
предельные цены (тарифы) на оплату услуги в социальной сфере потребителем услуг в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено ее оказание на платной (частично платной) основе, или порядок установления указанных цен (тарифов) сверх объема финансового обеспечения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом;
объем субсидии, предоставляемой исполнителю услуг в целях оплаты договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг;
обязанность исполнителя услуг заключить договор с потребителем такой услуги в целях оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
требования к отчетности об исполнении договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг, в части информации об оказании государственных (муниципальных) услуг;
сроки (порядок определения сроков) осуществления оплаты по договору (соглашению), заключенного по результатам отбора исполнителей услуг;
положения, устанавливающие согласие исполнителя услуг на проведением уполномоченным органом, органами государственного (муниципального) финансового проверок соблюдения им условий, установленных договором (соглашением), заключаемым по результатам отбора исполнителей услуг;
порядок возврата сумм, использованных исполнителем услуг, в случае недостижения показателей, характеризующих объем государственного (муниципального) заказа и установления по результатам указанных проверок, фактов нарушения этим исполнителем условий, определенных договором (соглашением), заключаемым по результатам отбора исполнителей услуг;
запрет на заключение исполнителем услуг договоров с иными юридическими лицами, предметом которых является оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (в случае заключения договоров, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), если стандартом оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере не определен объем такой услуги для оказания которого могут привлекаться иные юридические лица;
2. Договор (соглашение) по результатам отбора исполнителей услуг заключается на срок, соответствующий сроку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
3. Типовые условия договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг, и типовая форма отчета об исполнении такого договора (соглашения) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Договоры, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, заключаются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно уполномоченного органа, исполнителя услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
5. В целях оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере исполнители услуг заключают договор с потребителями таких услуг, форма и условия которого определяется договорами (соглашениями), заключаемыми по результатам отбора исполнителей услуг.
Договор, указанный в абзаце первом настоящей части, должен включать условие о возмещении потребителю услуг понесенного им ущерба исполнителем услуг в случае расторжения договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг.
6. В случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере на платной (частично платной) основе, полученные исполнителями услуг, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, средства от оплаты указанной услуги потребителем услуг, до предоставления отчета, предусмотренного частью 9 статьи 3 настоящего Федерального закона, направляются исполнителем услуг на финансовое обеспечение оказания такой услуги. Направление указанных в настоящей части средств на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственных (муниципальных) услуг, не допускается в случае включения в отчет информации об исполнении государственной (муниципальной) услуги в объеме и качетве, не соответствующим условиям договора (соглашения), заключенного по результатам отбора.
Статья 10. Оплата договоров (соглашений), заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг
1. Оплата договоров (соглашения), заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг, осуществляется путем предоставления субсидии исполнителю услуг из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
2. Порядок предоставления субсидии из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Предоставление субсидии в целях оплаты договора об оказании государственных (муниципальных) услуг, заключенного по результатам конкурса (аукциона), осуществляется в размере соответствующем предложению победителя указанного отбора, но не более начального (максимального) размера, установленного уполномоченным органом в соответствии с частью 10 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Статья 11. Изменение условий договоров (соглашений) заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг
1. В случае внесения изменений уполномоченным органом в показатели, характеризующие объем, условия (формы) оказания государственной (муниципальной) услуги, включенные в договор (соглашение), заключаемый по результатам отбора исполнителей услуг, заключается дополнительное соглашение к такому договору (соглашению).
2. В случае уменьшения доведенных уполномоченному органу как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение государственного (муниципального) заказа, приводящего к невозможности исполнения уполномоченным органом договора (соглашения) заключеного по результатам отбора исполнителей услуг, уполномоченный орган в соответствии с методикой по сокращению объема оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, утвержденной Правительством Российской Федерации:
1) обеспечивает согласование новых условий договора (соглашения) заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг или расторгает такой договор (соглашение) при недостижении согласия по новым условиям указанного договора (соглашения);
2) уменьшает объем финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в соответствии с сертификатом и уведомляет исполнителей услуг, включенных в Реестр исполнителей по сертификату, об изменении условий оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере. В случае несогласия исполнителя услуг с новыми условиями оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исключает такого исполнителя из Реестра исполнителей по сертификату.
Статья 12. Расторжение договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг конкурентными способами
1. Договор (соглашение), заключаемый по результатам отбора исполнителей услуг конкурентными способами может быть расторгнут уполномоченным органом в случае нарушения исполнителем услуг существенных условий договора (соглашения), в том числе в случаях:
неоднократного отклонения показателей, определенных договором (соглашением), заключаемым по результатам отбора исполнителей услуг конкурентными способами, сверх установленных предельно допустимых отклонений по итогам отчетного периода;
неоднократного нарушения исполнителем услуг условий предоставления субсидии.
2. При расторжении договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг, до завершения его исполнения по решению уполномоченного органа участниками отбора исполнителя такой услуги могут являться только участники отбора исполнителя услуг, ранее проводившегося в целях заключения указанного договора, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
3. Информация об исполнителе услуг, с которым договор (соглашение) был(о) расторгнут(о) уполномоченным органом в одностороннем порядке, подлежит включению в реестр недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, порядок ведения которого, установлен Правительством Российской Федерации.
4. Расторжение договора (соглашения), заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг, исполнителем услуг в одностороннем порядке не допускается.
5. В случае неисполнения уполномоченным органом обязательств, предусмотренных договором (соглашением), заключаемым по результатам отбора исполнителей услуг, убытки исполнителя услуг, связанные с исполнением указанного договора (соглашения), подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 13. Реестр договоров (соглашений)
1. Информация о договорах (соглашениях),
заключаемых
по результатам отбора
исполнителей услуг, включается в реестр соглашений (договоров) о предоставлении
из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий
(далее – реестр).
2. Порядок формирования и ведения реестра, в том числе включаемые в него информация и документы, сроки размещения таких информации и документов в реестре, а также орган, уполномоченный на ведение такого реестра, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Глава 3. Контроль и ответственность за соблюдение законодательства об оказании государственных (муниципальных) услуг
Статья 14. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Контроль за соблюдением уполномоченным органами, участниками отбора исполнителей услуг требований настоящего Федерального закона при отборе исполнителей услуг осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Уполномоченный орган осуществляет
контроль за соблюдением исполнителем услуг условий договоров (соглашений),
заключаемых
по результатам отбора
исполнителей услуг.
3. Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за порядком определения объема финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги, соблюдением предусмотренных статьей 9 настоященго Федерального закона условий договоров (соглашений) и полнотой отчетности об исполнении договоров (соглашений), а также об исполнении государственного (муниципального) заказа в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
4. Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внешний государственный финансовый аудит (контроль) оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в части соблюдения исполнителями услуг условий заключенных договоров (соглашений), заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг.
Статья 15. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации
За нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 16. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья гражда в Российской Федерации»
Дополнить Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4038; № 48, ст. 6165) статьей 83.1 следующего содержания:
Статья 83.1 Особенности применения в сфере охраны здоровья законодательства о формировании и исполнении государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
1. Формирование и исполнение государственного заказа на оказание услуг по оказанию медицинской помощи в рамках клинической апробации, осуществляется путем установления государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
2. Перечень и объем государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения, формирование и исполнение государственного (муниципального) заказа на оказание которых осуществляется путем установления государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) устанавливается соответственно федеральными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органами местного самоуправления.
3. По результатам конкурса (аукциона) на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в сфере охраны здоровья с победителем отбора – государственным (муниципальным) учреждением, в отношении которого уполномоченный орган осуществляет функции и полномочия учредителя, может заключаться соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) следующие изменения:
1) в статье 99:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
«1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется на основании утвержденного государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в том числе на основании государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителя в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
При оценке предложений, поданных участниками отбора исполнителей услуг при проведении конкурса (аукциона) на заключение договора об оказании государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, проводимого в соответствии с Федеральным законом «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», стоимостные критерии не используются.»;
б) часть пятую исключить;
2) в части 3 статьи 101 слова «установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях» заменить словами «договором (соглашением), заключаемым в целях исполнения государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.».
Статья 18. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7007) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 16 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Индивидуальная программа используется как сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в части финансового обеспечения социального обслуживания.»;
2) статью 30 изложить в следующей редакции:
«Статья 30. Финансовое обеспечение социального обслуживания
1. Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:
1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) благотворительные взносы и пожертвования;
3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;
4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.
2. Финансовое обеспечение оказания социальных услуг, включенных в государственный заказ, организациями социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
3. Финансовое обеспечение оказания социальных услуг, включенных в государственный заказ, организациями социального обслуживания, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
4. Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о формировании и исполнении государственного (муниципального) заказа на оказание услуг в социальной сфере (за исключением субсидии, предусмотренной частью 8 настоящей статьи), а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации вправе привлекать иные источники финансирования социального обслуживания, в том числе для реализации совместных проектов в данной сфере.
6. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:
1) федеральным органом исполнительной власти - для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
2) уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - для организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации.
7. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен предусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.
8. Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не отобраны по результатам конкурса или аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации о фомировании и исполнении государственного (муниципального) заказа на оказание услуг в социальной сфере, возмещение затрат, связанных с оказанием указанных услуг, поставщикам социальных услуг осуществляется путем предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг на основании индивидуальной программы и договора о предоставлении социальных услуг, в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.».
Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Внести в статью 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; ст. 7354; 2013, № 27, ст. 3477; 2015, № 14, ст.2018; 2016, № 23, ст.3277) следующие изменения:
1) часть 1после слов «может осуществляться» дополнить словами «на основании государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
2) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
«1.1 Объем оказания государственных (муниципальных) услуг по спортивной подготовке на основании государственного (муниципального) задания, включаемый в:
государственный заказ федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, определяется указанным органом;
в государственный заказ органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определяется указанным органом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации с учетом общих требований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта;
в муниципальный заказ органа местного самоуправления определяется указанным органом в соответствии с решением местной администрации, с учетом общих требований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.».
Статья 20. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статью 12 Федерального
закона от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ
«О государственно-частном
партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4350; 2016, № 1, ст. 11) дополнить частью
14 следующего содержания:
«14. В случае, если в соответствии с соглашением предусматривается оказание частным партнером государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, отношения, связанные с формированием и исполнением государственного (муниципального) заказа на оказание таких услуг, порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства об оказании таких услуг, в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона, регулируется Федеральным законом «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты».
Статья 21. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»
Статью 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3126; 2007, № 46, ст. 5557; № 50, ст. 6245; 2008, № 27, ст. 3126; 2009, № 29, ст. 3582; 2010, № 27, ст. 3436; 2011, № 30, ст. 4594; № 49, ст. 7015; № 50, ст. 7359; 2012, № 18, ст. 2130; 2013, № 19, ст. 2330; 2014, №N 26, ст. 3386; № 30, ст. 4266; 2015, № 1, ст. 11; № 48, ст. 6724) дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. В случае, если в соответствии с концессионным соглашением предусматривается оказание концессионером государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, отношения, связанные с формированием и исполнением государственного (муниципального) заказа на оказание таких услуг, порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства об оказании таких услуг, в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона, регулируется Федеральным законом «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты».
Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2018 года.
2. С 1 января 2018 года по 1 января 2021 года устанавливается переходный период.
3. Установить, что, если иное не установлено федеральными законами или в предусмотрненных в них случаях соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, а также федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение:
2018 года отбор исполнителей услуг осуществляется в целях исполнения не менее 20% объема государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, включенного в государственный (муниципальный) заказ;
2019 года отбор исполнителей услуг осуществляется в целях исполнения не менее 40% объема государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, включенного в государственный (муниципальный) заказ;
2020 года отбор исполнителей услуг осуществляется в целях исполнения не менее 60% объема государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, включенного в государственный (муниципальный) заказ.
4. Установить, что объем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, оказываемых отобранными исполнителями услуг, в очередном финансовом году, не может быть менее объема услуг, оказываемых такими исполнителями в текущем финансовом году.
5. Установить, что в течение переходного периода государственным (муниципальным) учреждениям в случае уменьшения доходов от оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, вызванного внедрением способов отбора исполнителей услуг, предоставляется субсидия из соответствующего бюджета.
6. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией определяется порядок расчета субсидии, указанной в части 5 настоящей статьи, предоставляемой соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
7. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации, федеральным органам государственной власти (государственным органам), органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления подготовить и принять соответствующие нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации