О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в части повышения эффективности приватизации государственного имущества)

Законопроект № 348393-5
Дата внесения в ГД РФ: 25.03.2010
Вид закона: Федеральный закон
Статус: первое чтение законопроекта в ГД
Инициаторы: Депутат ГД Богомольный Евгений Исаакович, Депутат ГД Гасанов Джамаладин Набиевич, Депутат ГД Гужвин Петр Анатольевич, Депутат ГД Коган Юрий Владимирович, Депутат ГД Медведев Юрий Германович, Депутат ГД Плахотников Алексей Михайлович, Депутат ГД Плескачевский Виктор Семенович, Депутат ГД Рохмистров Максим Станиславович, Депутат ГД Саблин Дмитрий Вадимович, Депутат ГД Самойлов Евгений Александрович, Депутат ГД Семёнова Екатерина Юрьевна, Член СФ Оганян Оганес Арменакович, Член СФ Хазин Андрей Леонидович
Дата последнего решения: 16.04.2010
"принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту "
| законопроекты | печать

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; 2003, №9, ст. 805; 2005, № 19, ст. 1750; №25, ст. 2425; №30, ст. 3101; №52, ст. 5602; 2006, №1, ст. 10; №2, ст. 172; №17, ст. 1782; №31, ст. 3454; № 52, ст. 5504; 2007, № 7, ст. 834; № 18, ст. 2117; № 21, ст. 2455; №31, ст. 4009; №46, ст. 5557; №49, ст. 6079; 2008, №20, ст. 2251; ст. 2253; №30, ст. 3615; ст. 3616; ст. 3617; 2009, №19, ст. 2279) следующие изменения:

1) подпункт 3 пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции: "3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период;";

2) в статье 7:

а) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

" 1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного до трех лет.

В прогнозном плане (программе) указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации на структурные изменения в отраслях экономики (сферах управления), характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Прогнозный план (программа) содержит перечни:

федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, с указанием способов распоряжения акциями образованных в результате приватизации открытых акционерных обществ, в числе которых: внесение акций в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, сохранение акций в федеральной собственности на планируемый период;

перечень открытых акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности акции которых планируются к приватизации, с указанием способов распоряжения акциями, в числе которых: внесение акций в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ либо продажа способами, установленными настоящим Федеральным законом;

иного федерального имущества, подлежащего приватизации с указанием способов распоряжения, в числе которых: внесение в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ либо продажа способами, установленными настоящим Федеральным законом. ";

б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. Внесение в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.";

3) пункт 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:

" 1. Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на плановый период осуществляется в соответствии с основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, задачами, определенными Правительством Российской Федерации при подведении итогов приватизации федерального имущества за отчетный период, и иными решениями Правительства Российской Федерации.";

4) в наименовании и по тексту статьи 9 слова "выполнении
прогнозного плана (программы)" заменить словом "результатах";

5) статью 12 изложить в следующей редакции:

"Статья 12. Определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества

Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества, подлежащего продаже, устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.";

6) пункты 3 и 4 статьи 13 исключить;

7) абзац четвертый пункта 2 статьи 14 изложить в следующей редакции:

"начальная цена имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации";

8) статью 15 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества

1. Информационное обеспечение приватизации - комплекс мероприятий, направленных на создание возможности свободного доступа для неограниченного круга лиц к информации о приватизации, включающий опубликование в средствах массовой информации (общедоступных информационных ресурсах, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях) прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, решений об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и о результатах продажи.

Информация о приватизации, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее - официальное печатное издание и официальный сайт в сети "Интернет" соответственно).

2. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества в течение пятнадцати дней со дня принятия решения об условиях приватизации и не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет" и сайте продавца государственного и муниципального имущества в сети "Интернет" (далее - сайты в сети "Интернет").

3. Информационное сообщение о продаже государственного и муниципального имущества, публикуемое в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения:

  • наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего решение об условиях приватизации имущества, реквизиты указанного решения;
  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации; начальная цена;
  • форма подачи предложений о цене;
  • условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов; размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов;
  • порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок (предложений);
  • исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;
  • срок заключения договора купли-продажи;
  • порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи;
  • ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации имущества;
  • порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного и муниципального имущества (при проведении продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);
  • место и срок подведения итогов о продаже государственного и муниципального имущества.


При продаже акций открытого акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также указываются:

  • полное наименование, почтовый адрес и место нахождения открытого акционерного общества;
  • размер уставного капитала открытого акционерного общества, общее количество, номинальная стоимость и категории выпущенных акций открытого акционерного общества;
  • перечень основной продукции (работ, услуг), производство которой осуществляется открытым акционерным обществом;
  • условия конкурса (при продаже акций открытого акционерного общества на конкурсе);
  • сведения о доле на рынке определенного товара хозяйствующего субъекта, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.


4. Информационное сообщение о продаже государственного и муниципального имущества, размещаемое на сайтах в сети "Интернет", помимо сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, должно содержать также следующие сведения:

  • требования к оформлению представляемых покупателями документов;
  • бухгалтерская отчетность открытого акционерного общества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате опубликования информационного сообщения;
  • площадь земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество открытого акционерного общества;
  • численность работников открытого акционерного общества; площадь и пообъектный перечень объектов недвижимого имущества открытого акционерного общества с указанием действующих и установленных при приватизации обременении;
  • информация обо всех предшествующих торгах по продаже данного имущества, которые не состоялись (были отменены, признаны недействительными) ранее, с указанием причины (отсутствие заявок, явка только одного покупателя, иные причины).


По решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в информационном сообщении о продаже государственного и муниципального имущества указываются дополнительные сведения о подлежащем приватизации имуществе.».

5. В отношении объектов, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в акты
планирования приватизации государственного имущества субъектов Российской федерации и муниципального имущества, продавцом может осуществляться дополнительное информационное сопровождение.

6. С момента включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (акты планирования
приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества) открытые акционерные общества обязаны раскрывать информацию в соответствии с порядком и формой, утверждаемыми регулятором на рынке ценных бумаг для эмитентов эмиссионных ценных бумаг, государственные или муниципальные унитарные предприятия - в соответствии с порядком и формой, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Со дня приема заявок лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество (далее - претендент), имеет право ознакомления с информацией о подлежащем приватизации имуществе.

В местах подачи заявок и на сайте продавца государственного и муниципального имущества в сети "Интернет" должны быть размещены общедоступная информация о торгах по продаже подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества, образцы типовых документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества, а также правила проведения торгов.

8. Информация о результатах сделок приватизации государственного и муниципального имущества подлежит
опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на сайтах в сети "Интернет" в месячный срок со дня совершения указанных сделок.

К информации о результатах сделок приватизации государственного и муниципального имущества, публикуемой в официальном печатном издании и размещаемой на сайтах в сети "Интернет", относятся:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
  • дата и место проведения торгов;
  • наименование продавца;
  • количество поданных заявок;
  • лица, признанные участниками;
  • цена сделки приватизации;
  • имя (наименование) покупателя.";

9) в абзаце третьем пункта 2 статьи 23 слова "нормативная цена" заменить словами "цена отсечения";

10) в статье 24:

а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены начальная цена не определяется.";

б) в пункте 2 слова "При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены нормативная цена не определяется." исключить;

11) дополнить статьей 32.1 следующего содержания:

"Статья 32.1. Проведение торгов по продаже государственного или муниципального имущества в электронной форме

1. Продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 - 24 настоящего Федерального закона, может проводиться в форме электронных торгов.

Положения указанных статей в части порядка проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Решение о проведении торгов в электронной форме указывается в решении об условиях приватизации.

3. Продавец государственного или муниципального имущества вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, привлекать юридических лиц для продажи приватизируемого имущества в качестве организатора электронных торгов.

4. Для проведения торгов организатор электронных торгов обязан использовать информационные системы, обеспечивающие:

  • открытый, свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, правилах работы с использованием такой системы;
  • возможность представления претендентами заявок и прилагаемых к ним документов в форме электронных документов;
  • хранение и обработку в электронной форме заявок и иных документов, представляемых претендентами, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств защиты информации;
  • защиту информации (заявок и иных документов), представляемой претендентами, в том числе сохранность этой информации, предупреждение уничтожения информации, ее несанкционированного изменения и копирования;
  • создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе о результатах проведения торгов;
  • бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе участников, в течение всего срока проведения торгов.


С участников электронных торгов не может взиматься дополнительная плата, не предусмотренная настоящим Федеральным законом.

5. Извещение о проведении торгов в электронной форме публикуется и размещается в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении торгов в электронной форме, подлежащем опубликованию в официальном печатном издании, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также сведения о сайтах в сети "Интернет", на которых размещается такое извещение.

В извещении о проведении торгов в электронной форме, размещаемом на сайтах в сети "Интернет", помимо сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, указываются также сайт в сети "Интернет", на котором будут проводиться торги, дата и время регистрации на этом сайте претендентов для участия в торгах, порядок их регистрации, правила проведения торгов, а также дата и время проведения таких торгов.

Сведения, указанные в извещении о проведении торгов, размещаемые на сайтах в сети "Интернет", должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении торгов в электронной форме, опубликованном в официальном печатном издании.

6. Для участия в торгах претенденты должны зарегистрироваться на сайте в сети "Интернет" в порядке, указанном в извещении о проведении бторгов в электронной форме.

Решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске к участию в торгах принимается продавцом имущества.

7. Представление в электронной форме предложений о цене государственного или муниципального имущества осуществляется зарегистрированным участником торгов в период проведения торгов, указанный в извещении о проведении торгов.

8. С даты и времени начала проведения торгов на сайте в сети "Интернет", на котором будут проводиться торги, должны быть указаны:

1) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

2) в случае проведения торгов в форме аукциона - начальная цена, величина повышения начальной цены ("шаг аукциона"), в случае проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения - величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения), период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения, минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество; в случае проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены начальная цена не указывается;

3) в режиме реального времени последнее предложение о цене государственного или муниципального имущества и время его поступления.

9. В течение одного часа с момента окончания торгов, проводимых на сайте в сети "Интернет" в электронной форме, на указанном сайте размещаются:

наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота); цена сделки приватизации; имя (наименование) победителя торгов.

10. Результаты торгов оформляются протоколом, который размещается на официальном сайте, на котором проводились торги, в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

11. Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования сайтом в сети "Интернет", на котором будут проводиться торги в электронной форме, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

12. Порядок организации и проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества в электронной форме утверждается Правительством Российской Федерации.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации