В мае 2007 г. на базе бывшего маслосырзавода начато строительство сыроваренного завода мощностью 250 тонн молока в сутки.
С момента государственной регистрации по настоящее время ООО ведет строительство завода при участии генподрядчика и осуществляет расходы, связанные с освоением нового производства, в том числе расходы: на зарплату персонала (гендиректора, работников бухгалтерии, начальника строительной площадки, коммерческого директора и др.), командировочные и представительские расходы, арендную плату, амортизацию легкового автотранспорта и офисной техники и др. ООО формирует доходы и расходы по методу начисления. За время деятельности ООО имело небольшую выручку от оказания услуг, что не является его основным видом деятельности. При исчислении налога на прибыль полученные доходы уменьшались на расходы, связанные непосредственно с полученными доходами.
Также в качестве внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль принимались услуги банков, проценты за пользование займами и прочие внереализационные расходы.
В бухгалтерском учете оставшиеся расходы отражены в составе расходов будущих периодов, в налоговом учете планируется списывать эти расходы равномерно в течение нескольких лет с момента получения выручки от производства и реализации сыра.
Сделано это для сближения бухгалтерского и налогового учета, ведь если принять все расходы в целях исчисления налога на прибыль, то организация получит убыток, а в бухгалтерском учете необходимо будет отразить отложенные налоговые активы, и за счет этого в бухгалтерском учете возникнет прибыль, которая будет снижаться с момента получения выручки от производства и реализации сыра.
Как ООО учитывать указанные расходы в целях исчисления налога на прибыль?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов организации на содержание дирекции строящегося завода, осуществленных с момента государственной регистрации организации, т.е. в период, когда выпуск продукции и ее реализация еще не осуществляются, и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По нашему мнению, расходы в виде арендных платежей, затраты на транспорт, командировочные и представительские расходы, расходы на заработную плату и другие аналогичные расходы, осуществленные организацией с момента ее государственной регистрации, могут учитываться в расходах организации для целей налогообложения прибыли организаций.
Вышеуказанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном Кодексом для конкретных видов расходов.
При этом в соответствии со ст. 283 Кодекса налогоплательщик, понесший убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
С. Разгулин