Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, а также розничная торговля.
При этом в соответствии со ст. 346.27 Кодекса к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к бытовым услугам отнесены, в частности, услуги по изготовлению железобетонных строительных деталей и изделий (код 016306), услуги по изготовлению памятников, ограждений, ворот из металла (код 013427), услуги по изготовлению ажурных декоративных решеток из металла по индивидуальным заказам (код 013412), а также услуги по изготовлению секций парниковых теплиц (код 013417).
Таким образом, услуги по изготовлению бетонных изделий (тротуарной плитки, брусчатки, малых архитектурных форм) и металлоизделий (дверей, ворот, решеток, теплиц), при условии, что указанные работы производятся по заказам населения (физических лиц), могут быть отнесены к бытовым услугам. Соответственно, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием перечисленных услуг по заказам физических лиц, может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
Согласно ОКУН в разд. 010000 «Бытовые услуги» также предусмотрены услуги по ремонту и замене дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок (код 016108), услуги по благоустройству придомовых территорий (код 016301), услуги по установке декоративных решеток и панелей (код 016309), а также услуги по подшивке потолков древесно-волокнистой плитой и другими материалами (код 016212).
Поэтому предпринимательская деятельность, связанная с оказанием физическим лицам услуг по укладке тротуарной плитки и брусчатки на придомовых территориях, по установке малых архитектурных форм из бетона, по установке (монтажу) натяжных потолков, металлических дверей, ворот и решеток, также может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
В то же время услуги по изготовлению и установке сейфов, услуги по изготовлению натяжных потолков, а также услуги по установке теплиц ОКУН не предусмотрены. Поэтому данные услуги не могут быть отнесены к бытовым услугам, и, соответственно, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием перечисленных услуг, на уплату единого налога на вмененный доход переводиться не должна.
В соответствии со ст. 346.29 Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг применяется физический показатель «количество работников, включая индивидуального предпринимателя».
Исходя из ст. 346.27 Кодекса под количеством работников понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг, налогоплательщик учитывает всех работников, занятых в данной сфере предпринимательской деятельности, в том числе административно-управленческий персонал, вспомогательный персонал, совместителей.
Одновременно сообщаем, что согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (далее — Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики — в отношении всех общероссийских классификаторов.
Определение кода вида деятельности, подлежащего переводу на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе в целях заполнения налоговой декларации, возлагается на налогоплательщика.
Таким образом, по вопросам, касающимся применения классификаторов, следует обращаться в Ростехрегулирование.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН