О применении вычетов по НДС организацией, являющейся одновременно инвестором и заказчиком-застройщиком и заключившей договор строительного подряда на строительство объекта с генеральным подрядчиком, а также договоры на обеспечение строительства объекта электроэнергией и водой со снабжающей организацией; о включении указанных расходов в первоначальную стоимость сооружаемого основного средства для целей исчисления налога на прибыль.
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при проведении капитального строительства подрядным способом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Как следует из письма, при строительстве объекта организация является одновременно инвестором и заказчиком-застройщиком. Организацией заключен договор строительного подряда с генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство объекта. При этом обеспечение строительства объекта электроэнергией и водой осуществляется по договорам, заключенным организацией со снабжающими организациями. Расходы организации на приобретение электроэнергии и воды, предназначенных для обеспечения строительства объекта, не входят в сметную стоимость работ, выполняемых генеральным подрядчиком.
В соответствии с п. 1 ст. 171 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. При этом п. 2 данной статьи Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 6 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ. При этом на основании п. п. 1 и 5 ст. 172 Кодекса указанные суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычетам на основании счетов-фактур после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, организация имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога на добавленную стоимость по электроэнергии и воде, приобретаемым организацией для обеспечения строительства объекта, предназначенного для осуществления операций, подлежащих налогообложению этим налогом.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с п. 1 ст. 256 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса амортизируемым имуществом в целях данной главы Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Исходя из положений п. 1 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость сооружаемого налогоплательщиком амортизируемого объекта недвижимости определяется как сумма расходов на его сооружение и доведение до состояния, в котором он пригоден для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
Учитывая изложенное, указанные расходы на оплату электроэнергии и воды, приобретаемых организацией для обеспечения строительства указанного объекта недвижимости, подлежат включению в первоначальную стоимость сооружаемого основного средства.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. Комова