Вопрос: На последнее число отчетного (налогового) периода в налоговом учете организации числится дебиторская задолженность, возникшая в связи с непогашением задолженности контрагентом в установленный договором срок за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Данная дебиторская задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией и подтверждена результатами проведенной инвентаризации. Исходя из сроков возникновения задолженности она отвечает требованиям, определенным ст. 266 НК РФ в целях формирования резерва по сомнительным долгам.
По отдельному договору организация имеет кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом.
Каким образом следует организации для целей налога на прибыль при формировании резерва по сомнительным долгам учитывать дебиторскую задолженность: в полном объеме или за исключением суммы кредиторской задолженности?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о правомерности создания резерва по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности налогоплательщика в случае наличия у него просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ.
Глава 25 НК РФ рассматривает сомнительный долг как любую просроченную и необеспеченную дебиторскую задолженность и не устанавливает никаких дополнительных требований для признания задолженности перед налогоплательщиком сомнительным долгом.
Вместе с тем в соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Таким образом, просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении указанной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН