Вопрос: О порядке исчисления и уплаты НДС в бюджет при реализации имущества организации-должника.
Ответ: В связи с письмами по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость при реализации имущества организации-должника Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров, в том числе предметов залога.
С 1 января 2009 г. в соответствии с п. 4 ст. 161 Кодекса (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) при реализации на территории Российской Федерации имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации), налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
Статьей 24 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку органы и иные лица, уполномоченные осуществлять реализацию имущества, предусмотренного п. 4 ст. 161 Кодекса, выполняют обязанности налоговых агентов и предъявляют покупателям имущества для оплаты соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, указанные лица при реализации этого имущества должны перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость в соответствии с Кодексом.
Согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ положения вышеуказанного п. 4 ст. 161 Кодекса (в редакции данного Федерального закона) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г. Поэтому при реализации до 1 января 2009 г. вышеназванного имущества, по нашему мнению, налог на добавленную стоимость следовало уплачивать в бюджет собственнику имущества.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налога и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А. КОМОВА