Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является эксплуатация воздушных судов, приобрела воздушное транспортное средство (самолет) с истекшим сроком полезного использования и с истекшим сертификатом летной годности, то есть фактически непригодное к эксплуатации. Восстановление летных характеристик (ремонт и работы для приведения самолета в состояние летной годности в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденными Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 132) производится в течение 16 месяцев со дня покупки.
На какую дату организация должна учесть данное воздушное судно в целях налога на прибыль в качестве основного средства: в момент приобретения или в момент получения сертификата летной годности (то есть фактического ввода в эксплуатацию)?
Если организация должна учесть воздушное судно в качестве основных средств с момента приобретения, нужно начислять амортизацию для целей налога на прибыль до даты фактического ввода в эксплуатацию (получения сертификата летной годности)?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об отнесении к амортизируемому имуществу воздушного судна и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Пунктом 11 ст. 258 НК РФ установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" права на воздушные суда и сделки с ними подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.
Учитывая изложенное, налогоплательщик, который приобрел воздушное судно, вправе начать амортизировать его с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанного судна в Едином государственном реестре прав на воздушные суда.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам).
Таким образом, дата ввода в эксплуатацию воздушного судна не может быть ранее даты выдачи сертификата летной годности.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН