В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Из приведенной нормы следует, что основанием для признания суммы дебиторской задолженности в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в качестве безнадежных долгов являются следующие обстоятельства:
-
истечение установленного срока исковой давности;
-
прекращение в соответствии с гражданским законодательством обязательства вследствие:
-
невозможности его исполнения;
-
на основании акта государственного органа;
-
ликвидации организации-должника.
Таким образом, если речь не идет об истечении срока исковой давности, то основным условием для признания расходов для целей налогообложения является факт прекращения гражданских обязательств в трех вышеперечисленных случаях.
При этом имеются в виду случаи, когда прекращение таких обязательств обусловлено нормами статей 216, 217 и 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), а не оценкой кредитором или иными лицами способности должника погасить долг.
В таких условиях, даже если считать, что акт судебного пристава об окончании исполнительного производства является актом государственного органа (что судами трактуется неоднозначно), то для подтверждения правомерности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль этого недостаточно. Необходимо, чтобы этот акт государственного органа являлся предусмотренным Гражданским кодексом основанием для прекращения обязательства между сторонами.
Согласно разъяснению Минюста России от 25.11.2009 № 16-1893 «постановление об окончании исполнительного производства означает, что на определенный момент долг взыскать не удалось, при этом обязательство не прекращается».
Таким образом, нет разницы, относится ли постановление судебного пристава об окончании исполнительного производства к актам государственного органа или нет. Наличие у кредитора такого акта не дает права квалифицировать в целях налогообложения не взысканные суммы как безнадежные долги, поскольку в этом случае условие пункта 2 статьи 266 Кодекса о прекращении обязательства нельзя считать выполненным.
Действительный государственный
советник РФ 2-го класса
С. Шульгин