Согласно ст. 2 Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ККТ, включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Из этого следует, что нормы данного Федерального закона распространяются на всех налогоплательщиков независимо от применяемой системы налогообложения.
В Письмах МНС России от 09.04.2004 № 33-0-11/281, Минфина России от 25.08.2004 № 03-01-20/1-12, ФНС России от 17.05.2005 № 22-3-11/868 разъяснялось, что применение ККТ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями — это правило общее и применяться оно должно во всех случаях, за исключением тех, которые оговорены в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ от применения ККТ освобождаются виды деятельности, а не налогоплательщики, применяющие определенный режим налогообложения.
Все ли налогоплательщики, независимо от применяемой системы налогообложения, подпадают под указанное освобождение?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями и сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом обязанность применять контрольно-кассовую технику не носит абсолютный характер. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Кроме того, Федеральным законом от 17.07.2009 № 162-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ и предусмотрена возможность для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающих под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) в момент оплаты товара (работы, услуги) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).
Согласно п. 4 ст. 346.11 Кодекса для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций.
Таким образом, возможность не применять контрольно-кассовую технику предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, то есть налогоплательщикам единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в случае если они не подпадают под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ и выдают по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), который должен соответствовать требованиям п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин