У индивидуального предпринимателя (ИП) есть магазин игрушек на первом этаже здания. Площадь торгового зала — 104 кв. м. На этот магазин имеются отдельные правоустанавливающие документы, собственный аппарат ККТ, товарный ассортимент — игрушки, отдельный штат работников, отдельное помещение для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
На втором этаже здания ИП открыл магазин канцелярских товаров. Площадь торгового зала — 254 кв. м. На этот магазин имеются отдельные правоустанавливающие документы, собственный аппарат ККТ, товарный ассортимент — канцелярские товары, отдельный штат работников, отдельное помещение для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Вход в магазины через общий вестибюль, расположенный на первом этаже здания. Каким образом учитывать площадь торговых залов двух магазинов для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД: суммировать или учитывать раздельно?
В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
Согласно ст. 346.27 НК РФ магазины и павильоны относятся к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы.
Исходя из ст. 346.29 НК РФ при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны, должен использоваться физический показатель базовой доходности «площадь торгового зала (в квадратных метрах)».
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Таким образом, если согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам магазин игрушек и магазин канцтоваров, расположенные на разных этажах одного здания и имеющие общий вход, относятся к одному торговому объекту, то для целей применения главы 26.3 НК РФ при расчете суммы ЕНВД следует учитывать общую площадь торговых залов данных магазинов.
Если согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам указанные магазины признаются разными торговыми объектами, то для целей применения главы 26.3 НК РФ площадь торгового зала по каждому магазину должна учитываться отдельно.
Одновременно следует отметить, что предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая с использованием объекта розничной торговли с площадью торгового зала свыше 150 кв. м, не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход и должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.