ЗАО оказывает услуги по сдаче внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
В соответствии с договорами аренды арендаторы уплачивают обеспечительный платеж
в условных единицах в рублевом эквиваленте по курсу на день платежа, который может быть направлен на погашение дебиторской задолженности арендатора по арендной плате, погашение убытков, понесенных арендодателем в результате повреждения помещений или зданий, и т.д. Возврат обеспечительного платежа при расторжении договора производится
по курсу на день оплаты по условиям договора. В результате произведенных действий возникают положительные и отрицательные суммовые разницы. ЗАО применяет метод начисления при исчислении налога на прибыль.
Вправе ли ЗАО при возврате обеспечительного платежа относить отрицательные суммовые разницы на внереализационные расходы согласно пп. 5.1 п. ст. 265 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли суммовой разницы при возврате обеспечительного платежа арендатора и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) денежное обязательство должно быть выражено в рублях. При этом в соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
На основании п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России.
Учитывая изложенное, если обеспечительный платеж, уплаченный арендатором в соответствии с договором аренды, арендодатель учитывает в качестве авансов полученных, то разница между оценкой суммы денежного обязательства, выраженной в условных единицах, в российских рублях на дату получения арендодателем обеспечительного платежа и рублевой оценкой суммы обеспечительного платежа на дату возврата денежных средств арендатору при расторжении договора аренды не является доходом (расходом) в виде суммовых разниц на основании п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
При этом отрицательная суммовая разница, на основании пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, при указанных выше обстоятельствах не учитывается в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В. ТРУНИН