КФХ (юридическое лицо), являющееся плательщиком ЕСХН, планирует продать принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество (склад для кормов, в собственности с 2000 г., и земельный участок под ним, в собственности с 2008 г.). Учитываются ли денежные средства, полученные от продажи недвижимости, при определении доли дохода налогоплательщика от реализации сельскохозяйственной продукции в целях признания его сельскохозяйственным товаропроизводителем с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 09.02.2010 № 10864/09, при условии, что сделка носит разовый характер? Утратит ли КФХ право на применение ЕСХН, если в результате совершения указанной разовой сделки по продаже недвижимости доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составит менее 70 процентов? Обязано ли будет КФХ пересчитать налоговые обязательства по общей системе налогообложения?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо крестьянского хозяйства по вопросу налогообложения доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству, и сообщает, что в соответствии с п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с этим сообщаем следующее.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 346.2 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 Кодекса.
В целях гл. 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Согласно п. 5 ст. 346.2 Кодекса в целях применения единого сельскохозяйственного налога доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 248 и 249 Кодекса, а доходы, указанные в ст. 251 Кодекса, не учитываются.
Статьей 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно п. 3 ст. 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Исходя из этого в целях применения единого сельскохозяйственного налога выручка от реализации объекта недвижимости и земельного участка должна быть включена в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 4 ст. 346.3 Кодекса если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным, в частности, п. 2 ст. 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную сельскохозяйственным потребительским кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данного кооператива, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абз. 1 п. 4 ст. 346.3 Кодекса ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным, в частности, п. 2 ст. 346.2 Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин