Вопрос: На начальной стадии строительства здания организация и застройщик заключили договор опциона, дающий преимущественное право организации на заключение договора аренды нежилого помещения в здании по окончании строительства.
Согласно условиям договора стоимость опциона оплачивается ежемесячно равными долями в течение всего периода строительства здания.
После подписания государственной комиссией акта о сдаче-приемке здания, получения свидетельства о государственной регистрации права собственности сторонами был заключен договор аренды помещения.
Таким образом, затраты на приобретение опциона (права на заключение договора аренды нежилого помещения) осуществлены непосредственно в целях заключения договора аренды нежилого помещения.
Имеет ли право организация признать затраты на приобретение опциона (права на заключение договора аренды нежилого помещения) экономически оправданными расходами, учитываемыми при определении налогооблагаемой прибыли согласно ст. 264 НК РФ?
В каком порядке эти расходы можно учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль: единовременно в том периоде, когда заключен договор аренды, или как расходы будущих периодов в течение всего срока действия договора аренды?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
Из письма следует, что организация заключила с застройщиком договор опциона, предусматривающий право организации на заключение договора аренды помещений в строящемся здании после его постройки. Условиями такого договора предусмотрена ежемесячная уплата организацией платежей в течение строительства такого здания. По окончании строительства организация заключает договор аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Учитывая, что расходы в виде ежемесячных платежей направлены на приобретение права заключения договора аренды помещений и произведены в целях осуществления предпринимательской деятельности, полагаем возможным учитывать такие расходы для целей налогообложения прибыли организаций при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ. При этом считаем, что они должны учитываться в тех периодах, в которых они возникают исходя из условий заключенного договора опциона (ст. 272 НК РФ).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН