Главное управление таможенных расследований и дознания, рассмотрев обращения таможенных органов об определении субъекта административного правонарушения (АП) при нарушении порядка помещения товаров на склад временного хранения (СВХ), предлагает руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 160 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Аналогичные действия перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (часть 6 статьи 225 ТК ТС).
Следовательно, в случае несовершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров в соответствии с таможенной процедурой, лицом, обладающим правомочиями декларанта (статья 186 ТК ТС), товары в течение указанного срока должны быть помещены на временное хранение.
За нарушение порядка помещения товаров на временное хранение статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП России) установлена административная ответственность.
При определении лица — субъекта АП необходимо устанавливать моменты наступления и прекращения у такого лица правовой обязанности по совершению им таможенных операций.
Из системного анализа части 4 статьи 160 ТК ТС и пункта 5 части 1, части 2 статьи 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» следует, что обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, в месте прибытия возложена на перевозчика. При этом иные заинтересованные лица наделены правом по совершению таких таможенных операций.
Учитывая изложенное, перевозчик в месте прибытия в целях надлежащего исполнения своих обязанностей в случае, если иными заинтересованными лицами не совершены таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, должен совершить такие операции в течение установленного ТК ТС срока самостоятельно.
Таким образом, субъектом административной ответственности по статье 16.14 КоАП России при нарушении срока помещения товаров на временное хранение в месте прибытия является перевозчик.
Согласно конструкции части 6 статьи 225 ТК ТС при завершении таможенной процедуры таможенного транзита обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, возложена, в первую очередь, на перевозчика.
Так, в случае непомещения товаров в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита на СВХ или под какую-либо таможенную процедуру и отсутствии документов и сведений, свидетельствующих о намерении иных заинтересованных лиц совершать таможенные операции в отношении товаров, вопрос о привлечении к административной ответственности следует рассматривать в отношении перевозчика.
Далее обязанности по совершению таможенных операций могут переходить, например, к владельцу СВХ при помещении товаров на склад либо к декларанту или таможенному представителю (при наличии документов, подтверждающих его полномочия) в случае помещения товаров под таможенную процедуру.
Субъектом правонарушения может являться владелец СВХ, который не совершил операций по помещению в установленный срок товаров на СВХ, переданных перевозчиком владельцу склада, о чем в товаросопроводительных и (или) коммерческих (складских) документах имеется отметка, свидетельствующая о принятии товаров на СВХ его владельцем.
Однако, если условиями договора перевозки предусмотрена обязанность получателя товаров (декларанта), являющегося заинтересованным лицом, принять меры в установленный статьей 225 ТК ТС срок по их помещению на временное хранение или таможенному декларированию, субъектом правонарушения будет декларант, не совершивший соответствующие таможенные операции.
При помещении товаров на временное хранение согласно статье 169 ТК ТС представление соответствующих документов в таможенный орган свидетельствует о начале совершения таможенной операции и, как следствие, исполнении лицом обязанности, предусмотренной статьями 160, 225 ТК ТС, поскольку следующей таможенной операцией является регистрация таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. Лицо, помещающее товары на временное хранение, не способно каким-либо образом влиять на осуществление действий таможенным органом и принятие им решения о регистрации данных документов.
В целях исключения фактов необоснованного возбуждения дел об АП, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП России, необходимо фиксировать точное время предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия и устанавливать лиц, ответственных за совершение таможенных операций в отношении товаров по истечении 3 часов после их предъявления таможенному органу в месте прибытия, наличие СВХ и возможности у лиц, ответственных за совершение таможенных операций, поместить товары на временное хранение, а также иные имеющие значение обстоятельства.
Обращаем также внимание, что статьями 160, 225 ТК ТС предусмотрена возможность установления таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств — членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, иного срока совершения указанных таможенных операций. Таким образом, при квалификации действий перевозчика необходимо учитывать вид используемого транспортного средства.
С Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля согласовано.
Начальник Главного управления
таможенных расследований и дознания
генерал-лейтенант таможенной службы
А. Кизлык