Вопрос: ООО (исполнитель) заключило с организацией договор на возмездное оказание консультационных услуг по проведению на территории организации-заказчика занятий с работниками в перерывах между периодами работы с ПЭВМ по обучению их комплексу физических упражнений для восстановления работоспособности и продолжения работы в течение рабочего дня.
Исполнитель проводит занятия периодически (по графику) в течение всего срока действия договора. Консультационные услуги включают не только сообщение работникам сведений о характере упражнений, их направленности, но также и отработку работниками навыков правильного выполнения упражнений. Исполнитель самостоятельно определяет комплекс упражнений.
Согласно коллективному договору организация-заказчик обязана улучшать условия и охрану труда работников, в том числе предоставлять перерывы в течение рабочей смены для выполнения комплекса упражнений по восстановлению работоспособности. Для целей коллективного договора понятия "нормальные условия труда" и "принятие мер по технике безопасности" включают проведение физических упражнений с работниками организации.
Проведение физических упражнений и получение услуг не направлены на цели занятия в спортивных секциях или физкультурных (спортивных) мероприятий.
Правомерно ли квалифицировать затраты организации - заказчика услуг по оплате указанных выше консультационных услуг как экономически обоснованные расходы для целей исчисления налога на прибыль?
Обязан ли в описанной ситуации налоговый орган при проведении проверки по налогу на прибыль в отношении организации-заказчика учитывать положения коллективного договора для подтверждения обоснованности расходов по потреблению услуг?
Достаточно ли для подтверждения фактического оказания организации-заказчику консультационных услуг подписания между исполнителем и заказчиком ежемесячных актов?
Какие нормативные акты обязан учитывать налоговый орган при решении вопроса об обоснованности и экономической оправданности указанных расходов организации-заказчика?
Обязан ли налоговый орган при определении налоговой базы организации - заказчика услуг по налогу на прибыль учитывать расходы этой организации по оплате указанных услуг?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в расходах для целей налогообложения прибыли консультационных услуг, связанных с проведением занятий (упражнений) с работниками в перерывах между периодами работы с ПЭВМ в целях восстановления работоспособности и продолжения работы в течение рабочего дня, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогового учета к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.
Налогоплательщик самостоятельно учитывает в целях налогового учета доходы и расходы при соблюдении норм налогового законодательства Российской Федерации.
Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П).
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН