В связи с обращениями таможенных органов по вопросу необходимости представления в таможенный орган плательщиком таможенных платежей оригиналов платежных документов ФТС России сообщает следующее.
1. Относительно необходимости представления оригинала платежного документа при таможенном декларировании товаров.
Как установлено частью 2 статьи 117 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в статье 116 Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона документы, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в том числе таможенная декларация, могут представляться в форме электронного документа при соблюдении требований к документированию информации, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок представления и использования электронной таможенной декларации определен Инструкцией о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 494 (далее — Инструкция).
Согласно пункту 3 Инструкции при совершении таможенных операций с использованием электронной таможенной декларации, в том числе при выпуске товаров до подачи электронной таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС, документы, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.
Как установлено частью 3 статьи 208 Федерального закона, таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных при таможенном декларировании документов их оригиналам в случаях, если эти копии заверены лицом, их представившим, декларантом либо органом, выдавшим такие документы. В случае электронного декларирования таможенному органу представляется платежное поручение в электронном виде. При этом пунктом 1.3 Положения о межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России, утвержденного Банком России от 23 июня 1998 г. № 36-П, установлено, что электронные платежные документы, включенные в состав пакета, подписанного электронной цифровой подписью, признаются имеющими равную юридическую силу с расчетными документами, составленными на бумажном носителе, подписанными уполномоченными лицами и заверенными оттиском печати, только при условии подтверждения подлинности пакета электронного платежного документа в порядке, определенном Положением о правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России, утвержденным Банком России от 12 марта 1998 г. № 20-П.
Представление плательщиком таможенных пошлин, налогов копии платежного документа, заверенной органом, выдавшим оригинал документа, либо нотариально заверенной копии платежного документа при декларировании товаров, в том числе его электронной копии в случае электронного декларирования, не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
При этом обязанность плательщика таможенных пошлин, налогов представить при электронном декларировании товаров оригинал платежного поручения на бумажном носителе ТК ТС и Федеральным законом не установлена.
Вместе с тем на основании части 3 статьи 208 Федерального закона таможенный орган вправе запросить у плательщика таможенных пошлин, налогов оригинал платежного документа в целях проверки соответствия представленной при декларировании копии платежного документа данному оригиналу в случаях, если эти копии заверены лицом, их представившим, декларантом либо органом, выдавшим такие документы.
2. Относительно необходимости представления оригинала платежного документа при осуществлении возврата таможенных пошлин, налогов, а также авансовых платежей.
Статьей 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств — членов Таможенного союза.
Статья 147 Федерального закона регулирует вопросы возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Перечень документов, необходимых для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, установлен частью 2 статьи 147 Федерального закона. Так, в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 147 Федерального закона к заявлению о возврате, в частности, должен прилагаться платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Статьей 122 Федерального закона определен порядок возврата авансовых платежей, а также перечень документов, необходимых для представления в таможенный орган в целях осуществления возврата указанных платежей. В частности, к заявлению о возврате авансовых платежей прилагается платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей.
При этом Федеральный закон не содержит положений, предусматривающих представление исключительно оригинала платежного документа, а также положений, запрещающих представление копии такого документа, заверенной в установленном порядке, в том числе нотариально.
В связи с изложенным представление плательщиком таможенных пошлин, налогов заверенной копии платежного документа для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также авансовых платежей не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
Первый заместитель руководителя
генерал-полковник таможенной службы
В. Малинин