Организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога.
Права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В то же время указанным Законом установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация прав проводится по желанию правообладателей.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до вступления в силу вышеназванного Закона, имеют равную юридическую силу с записями о правах в Едином государственном реестре прав.
Таким образом, факт отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.
Не признаются объектом налогообложения:
— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, земельные участки из состава земель лесного фонда, а также земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Земельный налог юридическими лицами исчисляется самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ. По истечении налогового периода, не позднее 1 февраля представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая база для исчисления налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющимся налоговым периодом.
Если в течение налогового периода произошли изменения, такие как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка, то произошедшие изменения учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Если в течение налогового периода появился новый участок, то кадастровая стоимость будет определена на дату формирования и кадастрового учета такого участка.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от категории земель или разрешенного использования земельного участка и не могут превышать:
— 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенных или предоставленных для жилищного строительства;
— 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Налоговым кодексом предусмотрены льготы по земельному налогу, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне. Освобождаются от налогообложения:
— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
— организации, в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
— религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
— общероссийские общественные организации инвалидов и организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;
— организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.
Кроме того, при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения для отдельных категорий налогоплательщиков.